Как Нелько и Вадько в Венскую оперу ходили

 Посетить Настоящий Всемирно Известный Оперный Театр — это была моя голубейшая мечта из самых сладких снов, один из основных поводов посещения Вены. Я была уверена, что Венская опера отличатеся от уфимской примерно также, как космический корабль от запорожца. 

О, наши иллюзии!

Венская опера должна была стать триумфальным окончанием нашего очередного австрийского отпуска. А стала величайшим приземлением Птицы с небес обетованных.

Билеты я приобрела за полтора месяца через инет. Ну не фантастика ли? Сидя в Уфе, можно преспокойненько купить билет в Венскую оперу (гораздо проще, чем билет на поезд Уфа-Сибай). Выбрала моего любимого Верди ("Бал-Маскарад") и максимально позволительный по финансам билет в боковой ложе бельэтажа за 37 евро. 

Я ожидала дня спектакля, как школьник ждет первого дня летних каникул. Я трепетала в предчувствиях и по сто раз разглядывала вожделенный билет. И вот наконец настал заветный час.

Первый сюрприз нас ожидал в гардеробе. Вежливый старичишка почему-то не взял у нас вещи, а попросил предъявить билет. Мы сразу же почувствовали себя оскорбленными. Что, если мы в джинсах и с рюкзаками, значит, не можем любить высокое искусство? Не успели мы как следует обидеться, как выяснилось, что в каждой ложе есть своя отдельная раздевалка. А я еще думала — чего у них на такой большой театр такой малюсенький гардероб?

И вправду, в ложе обнаружился здоровенный "предбанник" с диванчиком, зеркалом и вешалками. Вадько сразу обрадовался, и заявил, что это очень здорово придумано: в предбаннике можно спать во время спектакля. 

Вещи все бросают в этих предбанниках без присмотра и ходят гулять по театру. Дикость, конечно, пережитки капитализма.

Гулять по театру Вадько застеснялся, потому что большая часть народу была в костюмах и при галстуках, дамы тоже прилично одеты, не то что мы. Но я его все равно заставила пойти фоткать окрестности для истории.

Буфеты кругом изысканно-утонченные — масюсенькие бутербродики с крохотулечной икрой, винцо на донышке огромных тонких бокалов. Надо сказать, на фоне парижской Гранд-Опера венский театр выглядит довольно бледно и скромно. Немцы-австрияки они вообще большие скромняги и прагматики, к роскоши не склонны. Не впечатляют после Версаля и Лувра австрийские королевские резиденции, не впечатляет и театр.

Вернувшись, мы обнаружили соседей по ложе. В первом ряду (билеты по 100 евро) — расфуфыреннаямадам фройлен в ярко-красном костюме в компании солидного седого дядечки и одинокий угрюмый дядько. Последний все время вертелся и выглядывал вниз, стараясь загородить от нас как можно больше сцены. Во втором ряду — очень приличная пожилая пара. Такая приличная, что нам с Вадькой даже от одного их присутствия стало неудобно. Так себя, наверное, чувствует чукотский мальчик в московской элитной гимназии. 

Ну и мы в третьем ряду.

За 37 евро из ложи можно увидеть маленький кусочек сцены, если как следует вытянуть шею. Если бы не милые старички впереди, к концу спектакля мы бы точно стали жирафами.

К каждому ряду кресел полагается маленький экранчик с титрами, а в первом ряду — у каждого свой.

Как только открылся занавес, мы обнаружили, что субтитры — на немецком языке. Первые пять минут мы шушукались, пытались перевести экранчик на английский (что, в конце концов, нам удалось) и поудобнее поставить стулья, чтобы хоть чего-то увидеть. Соседи молча терпели. 

Наконец, мы более-менее устроились и увлеклись действием. 

Все-то у них в Венской опере перепутано. Белую главную героиню играет негритянка. Черную предсказательницу — белая певица. Декорации красивые. Костюмы тоже. Поют хорошо все, кроме негритянки. С таким жалким сопрано в наш театр бы на главную роль не взяли.

Я боялась, что мущщина мой станет храпеть или громко ругаться вслух. Но через некоторое время обнаружила, что он усиленно пыхтит и сосредоточенно вглядывается в экранчик с титрами.

Я уже было подумала, что стойкое сердце бывшего металлиста наконец-то покорила гениальная музыка Верди, или что он восхищен богатой колоратурой контральто исполнительницы роли Ульрики, и почти что воспарила на крыльях души.

Увы. Оказалось, что его увлек сюжет. В конце первого акта, когда муж уличает главную героиню в неверности, он радостно сказал мне:
"Запалилась тетка. Как теперь выкручиваться-то будет?"

А еще он ужасно был рад, что понимает текст в субтитрах. 

Слава богу, я его повела на Верди. Все-таки у Верди сюжет динамичный, напряженный, не какой-нибудь заумный символизм как у Моцарта в его "Волшебной флейте". 

В антракте красно-костюмная фройлен достала из дамской сумочки маленькую игрушечную бутылочку шампусика, открыла ее и с удовольствием приложилась прямо из горла. Потом достала оттуда же маленькую плюшку и закусила. Кстати, в первом ряду для богатых зрителей с шампусиками есть специальные удобные полочки. 

Мы стали фотографироваться на фоне ложи и фройлен. В конце концов она не выдержала, и они со своим дядечкой ушли гулять по театру. А мы наконец-то остались в ложе одни, смогли выглянуть и как следует осмотреть зал изнутри сверху донизу. Увидели те самые стоячие места по два евро, с привязанными шарфиками. Их обычно почему-то японцы и китайцы занимают. Разглядели все ряды лож. Зал, опять же по сравнению с Гранд-Опера, тоже очень скромный. В Париже чего только один потолок от Шагала стоит! 

В следующих актах старички во втором ряду переставили стулья и прижались к стенкам, а угрюмого дядьку из первого ряда сменила хрупкая скромная дама. Нам сразу стало видно гораздо лучше, и старичков я даже как-то зауважала. 

Бинокль я балбеска взять забыла, поэтому разглядывать лица певцов пришлось через телеобъектив фотоаппарата. 

Как это бывает обычно в операх, второй акт был посвящен всяческим размышлениям героев, и Вадька все недоумевал, почему к целой арии весь перевод состоит из одной строки. Третий акт, конечно, был кровавым и динамичным.

В конце все долго хлопали. Мы тоже хлопали всем, кроме негритянки. Старички перед нами, кстати, ей тоже аплодировать не стали — им она тоже не понравилось. Я их еще больше зауважала. Сразу видно — настоящие поклонники оперы, не шампусика попить в театр приходят. 

После окончания спектакля к театру выстраивается целая вереница такси. Причем подъезжают они прямо на крыльцо, чтоб расфуфыренные дамы в туфлях могли сразу после выхода нырнуть в авто. 

Ну а мы пошли пешком, чтобы закончить последний вечер в Вене пирожным в каком-нибудь кафе.

И что я вам скажу?
Сцена в нашем театре, конечно, поменьше.

Но декорации и костюмы — ничуть не хуже.
Что до исполнения, то ихним негритянкам стоило бы у наших сопрано поучиться.

В нашем театре теноров не хватает. Наши тенора все по заграницам разъехались. Между прочим, у нашего Ильдара Абдразакова запланирован сольный концерт в Ла Скала.

А женщин родные края крепче держат, что ни говори.

Билет в бельэтаж у нас стоит 200 рублей. Видно прекрасно со всех мест.
Только один недостаток — у нас публика уж очень любит шушукаться. У них же — в зале гробовая тишина, не говоря уже о мобильниках. Но это все-таки общая культура, взаимное уважение.

И еще кое-что. Страсти я не увидела в их профессионалах, одержимости — того, за что я оперу люблю, того, что в самую душу проникает. Не бежали мурашки по коже, не выступали слезы на глазах. А в нашем театре бывало, еще как бывало.

В общем, ходите, люди, в нашу оперу. Она хорошая. Честное слово.

ЗЫ. Следующая голубая мечта — посетить концерт или спектакль со звездами. Например, Анна Нетребк&

13 декабря 2012 Машина времени
Источник: http://loco-bird.livejournal.com/151924.html

Еще новости