Несмотря на сложность, трудность и загипнотизированность квитанций по квартплате оргомными массивами данных, мы стараемся делать так, чтобы все начисления можно было бы проверить даже ученику 2-го класса церковно-приходской школы.
Для этого вначале прочитайте текст, желательно 2-3 раза для лучшего усвоения, а уж потом посмотрите таблицы в Экселе.
В 2019г. произошли большие изменения в ЖКХ, касающихся отопления, как в самом законодательстве, так и в его применении. С начала года изменились правила начисления оплаты за отопление, а к началу отопительного сезона 2019г. нас полностью перевели на прямые договоры с РСО. Уже пошли платежки с начислениями по новым правилам, которые значительно отличаются от старых правил и, что бы быть уверенными в том, что начисления нам делаются в соответствии с законом, нужно научиться, во всем этом разбираться. Полезно будет вспомнить историю законодательства в правилах расчетов за отопление для того, что бы понять причины столь радикальных их изменений.
Когда в 2004г. писались правила 354, законодатели основывались на устоявшихся за многие десятилетия строительных нормах и правилах при проектировании и строительстве жилых зданий. При штатном функционировании системы отопления, спроектированной в соответствии с нормами и правилами, она должна обеспечивать все санитарные нормы проживания в доме — необходимую температуру при нормативной влажности и вентиляции воздуха. Поэтому, в технической документации дома, в Жилищном кодексе, правилах предоставлении коммунальных услуг и даже в договоре управления с УК, записано, что категорически запрещается вмешиваться в конструкцию и работу системы отопления, увеличивать или уменьшать площади батарей, сливать теплоноситель, самовольно изменять конструкцию системы отопления без согласованного, в соответствующих организациях, проекта. Все изменения в конструкции и схеме отопления обязательно должны быть отражены в техпаспорте дома.
При таком понимании функционирования системы отопления в доме как единого организма, была принята очень простая формула расчета, которую легко было проверить. Каждый собственник жилого или нежилого помещения оплачивал все тепло, затраченное на отопление дома, по нормативу или по ОДПУ как за свое помещение, так и за общедомовое имущество, пропорционально своей площади. И это было правильно, логично, в соответствии с законами теплофизики и здравого смысла.
Потом, как всегда у нас бывает, что-то пошло не так, когда коммерческие интересы производителей ИПУ оказались сильнее и закона и здравого смысла. На волне освоения госпрограммы по энергоэффективности, началось оприборивание всего и вся. На этом хорошо начали зарабатывать производители приборов учета. На запах больших денег, подтянулись и производители ИПУ для отопления, хотя действующее законодательство не позволяло их использовать, поскольку владелец такого ИПУ платил только за отопление в своем помещении и не оплачивал отопление общедомового имущества. Более того, установка ИПУ подразумевает регулирование температуры в квартире, изменяя поток теплоносителя, иначе, зачем бы его ставить, а это есть прямое вмешательство в систему отопления, что запрещено всеми действующими правилами.
На сегодня, из статистики начислений за отопление известно, что на отопление общедомового имущества уходит от половины до 2/3 всего объема тепла, затраченного на отопление дома и, установка такого ИПУ позволяла хорошо экономить на отоплении. При этом, за такую «экономию» должны были расплачиваться УК но, скорее всего, небаланс они вешали на других собственников. Поэтому УК всячески препятствовали установке ИПУ тепла в жилых домах. Поставить себе ИПУ было большой удачей. Производители ИПУ тепла активно рекламировали и продвигали свою продукцию поэтому, появилось так много желающих установить их себе. Производители ИПУ, каким-то образом, без изменений в правилах расчета, добились включение ИПУ тепла в новые проекты домов и их установка стала обязательной.
Собственники, которым отказывали в установке ИПУ, подавали в суды. Один из них, наиболее упертый, дошел до Конституционного суда в попытке доказать нарушение своих конституционных прав. В числе желающих сэкономить на отоплении, были еще и владельцы нежилых помещений, находящихся в подвалах МКД в которых, отсутствовали батареи отопления. Они тоже пожелали экономить на отоплении, утверждая, что их помещения тепло не потребляют. Интересно, какая бы температура была зимой в их помещении, если бы оно находилось не в МКД, а в чистом поле?
Борьба между УК и производителями ИПУ тепла шла с переменным успехом, до тех пор, пока власти не обратили на это внимание и не решили поставить точку в этом противостоянии. Запрещать ИПУ было уже поздно, поскольку процесс зашел слишком далеко поэтому, Конституционный суд решил удовлетворить иск настойчивого, но наивного правдоискателя. Казалось бы, вот она — Виктория! Но нет, победа обернулась полным поражением любителей сэкономить за счет других. Разрешить установку ИПУ разрешили, но поручили правительству разработать новые правила начисления за отопление и эти правила были разработаны в рекордный срок, всего за пару месяцев.
По новым правилам, устанавливать ИПУ тепла стало можно везде, был даже отменен лимит на минимальное их количество в доме, которое раньше составляло 50% от общей площади помещений. Владельцы помещений, в которых не было батарей отопления, тоже получили право не платить за отопление в них. Законодатели дали собственникам все права, которых, они много лет так настойчиво добивались но, своими изменениями, выхолостили всякий экономический смысл установки ИПУ тепла. В сложившейся ситуации, по-другому это сделать было просто нельзя.
Владельцев жилых помещений без батарей отопления обязали поддерживать температуру в своих помещениях не ниже минимально установленной при помощи индивидуальной системы отопления, а так же обязали оплачивать отопление общедомового имущества по новым введенным формулам. Владельцев ИПУ заставили платить за отопление общедомового имущества, как и тех, у кого ИПУ нет. Владельцев ИПУ фактически уравняли с теми, у кого ИПУ нет, введя новую формулу, по которой объем тепла в помещениях, не оборудованных ИПУ, рассчитывается по среднему объему потребления в помещениях с ИПУ в расчете на 1 кв.м. То есть те, у кого нет ИПУ, всегда платят по среднему тарифу, а тот собственник, у кого стоит ИПУ, и у него потребление в расчетном периоде было выше среднего, заплатит больше своего соседа без ИПУ. При этом, сосед, у которого нет ИПУ, не должен экономить тепло, уменьшая температуру в своей квартире. Преимущество получили лишь собственники, не живущие в своих квартирах и, в нарушении правил, полностью перекрывающие отопление в квартире.
Совершенно не выгодно стало ставить ИПУ в старых домах. Например, если, одна квартира из всего дома решит поставить себе ИПУ. Тогда, все остальные квартиры без ИПУ начинают платить по среднему потреблению помещений с ИПУ, а это единственная квартира, установившая ИПУ. Все платят по одному среднему объему потребления в расчете на 1 кв.м., не думая об экономии тепла, кроме собственника ИПУ. Оплата за отопление общедомового имущества идет как разница между ОДПУ и начисленным объемом по всем квартирам, которая делится поровну между всеми, пропорционально их площадям. Собственник, установивший ИПУ, кроме того, что заплатил за ИПУ и его установку в районе 10тыс.р. должен еще следить за его исправностью и регулярно оплачивать не дешевую поверку, которую надо делать чаще, чем поверку водосчетчика. Есть еще категория устройств псевдо-ИПУ, называемых распределителями, стоимостью 2,5т.р. В данном случае всерьез они вообще не рассматриваются поскольку, это обычный развод на деньги и, эффект от их установки такой же, как если бы вы приклеили на свою батарею иконку, какие клеят на торпеду.
Подводя итог очередной, но видимо не последней, реформе Правил 354 в части расчетов за отопление, еще раз убеждаемся, как это делается в ЖКХ. Власти, долгое время, не реагируя на прямые нарушения законодательства и, закрывая глаза на ползучее внедрение ИПУ тепла в интересах их производителей, не делая ничего для того, что бы решительно прекратить нарушение закона, в итоге добились своим действиями того, что собственникам были навязаны практически бесполезные для них ИПУ тепла, за которые в новых домах надо платить, хочешь ты этого или нет. Собственникам так же были навязаны дополнительные расходы на ремонт, замену и поверку довольно сложных приборов, и создана ситуация, когда расчет и администрирование платежей за отопление усложнились в разы. Проверка расчета собственниками стала практически не возможной, поскольку для этого надо знать объем потребления тепла каждым ИПУ, а также все площади помещений, в которых они установлены.
Минстрой первым отреагировал на сложившуюся ситуацию с ИПУ тепла и начал говорить о том, что не стоит в новых проектах жилых домов предусматривать их установку. Пройдет какое-то время и всем остальным это станет понятно. Разумным выходом будет вариант, когда все собственники дома, договорятся между собой и, снимут все до одного ИПУ с учета. Станут платить как раньше, пропорционально своим площадям, не будут тратить деньги на ремонт, замены и поверки ИПУ и получат возможность легко контролировать правильность начислений. Реально снизить расходы на отопление, можно только проводя мероприятия по энергосбережению всего дома. Будем смотреть, как дальше будут развиваться события, а пока, придется привыкать к новым правилам.
Желающим, самостоятельно разобраться в новых правилах расчета за отопление, предлагается текст измененных Правил 354 с добавлением пояснений для лучшего понимания и, очищенный от лишнего словесного мусора.
Так же, предлагаются таблицы для авторасчета стоимости за отопление во всех вариантах для домов с разным составом оборудования в системе отопления. В этих таблицах забиты формулы расчета из Правил 354. Необходимо только заполнить в таблицах ячейки всеми необходимыми для вычисления данными.
Ну и раскаленной вишенкой на горячих батареях ваших квартир будут подготовленные файлы, заполнив которые, можно выходить в подъезд и с важным видом консультировать всех соседей, а иногда и соседок.
Ссылки на файлы вот тут — https://vk.com/wall-39121967_19868