Казус Познера, который чуть не стал поводом для законотворчества, меня навел на грустные мысли.. А вы не заметили, как много стало в нашей современной практике именных законов? Закон Магнитского, Закон Димы Яковлева, теперь вот обсуждался Закон Познера… Все это говорит о довольно грустной ситуации — о том, что законодательство в современном мире рассматривается лишь как способ реагирования на раздражитель, инструмент лоббирования личностных и групповых инструментов. Причем, это относится не только к нашему законотворчеству, это такой можно сказать тренд.
Вот раньше, в советские, скажем, времена, законы принимались исходя из понимаемой объективной картины мира, поэтому законы принимались категориальные — они регулировали взаимоотношения категорий и касались исключительно категорий. Порочность такой юриспруденции проявлялась лишь в том, что в некоторых случаях законы не работали, потому что в категориях всегда были такие "белые вороны", которые, принадлежа к категории, в то же время действовали вне интересов этой категории. К примеру, дворяне, которые честно служили Советской власти, но отправлялись в ссылку или отставку в силу своего происхождения. Это было проблемой, но в целом такая система законотворчества работала.
Сегодня же мы наблюдаем иной тренд. Теперь законодатель, не зная, что ему делать с конкретной личностью или конкретным казусом — будь то личность Познера или казус Димы Яковлева, тут же начинает принимать категориальное решение в виде Закона. В результате чаще всего мы получаем, как правило, неработающий закон, но зато муху из пушки прихлопнули! И радуемся этому как малые дети. Вот это меня, если честно беспокоит. Потому что вместо законодательной деятельности я наблюдаю какую-то хаотичную пляску вокруг кнопки для голосования. Вот и тексты выходят такие, какие в принципе работать не способны. Чего стоит отправленный на доработку проект закона Пусси Райот.. Ну вы поняли, что я имел в виду. Или антитабачный закон. Я бросил курить уже почти шесть лет назад, чего и всем желаю. Но я искренне не понимаю, как мог пройти второе чтение такой закон. Ну как законодатели предполагают будет реализовываться норма некурения в подъездах, и на уличных остановках? В каждом подъезде и на каждой остановке будет дежурить полицейский? Или наказывать будут по доносам соседей? А некурение в поезде и на железнодорожных платформах? Да чего мучаться-то? Давайте расстреляем 42 миллиона курящих россиян и проблема решиться! В общем, Познера я не люблю и не уважаю, как журналиста, довольно давно, к тому же и личный опыт съемок на его передачах лишь укрепил мои оценки. Но вот его оговорка по поводу Государственной дуры, к сожалению имеет место быть. Правда, она имеет место быть как международный тренд, потому что лоббирование существует во всем мире.
Ну вот как-то так наспех сложилось. Не обессудьте.
PS. Да, мой гневный пафос вовсе не направлен против насущности самих законов. Ситуации-то назрели — их как-то надо регулировать, и государство должно четко выразить свои позиции.. Но зачем это всегда сшивать на скорую руку до первой же примерки?