Вчера я опять пообщался с телевидением. В смысле, был в гостях и углядел в перерыве какого-то странно загадочного фильма телевизионный проект, где нынешние актеры читают письма фронтовиков. И я поймал себя на том, что мне как-то неловко смотреть на эти известные по телесериалам лица, которые читают строки, от лица тех, кто каждый день рисковал своей жизнью и памятью.
Ну вот смотришь на эту физиономию и понимаешь — это же Пчёла из "Бригады". Только почему-то придуривается под школьную агитбригаду.
Свойство сегодняшних актеров — это диапазон одного лица, одной роли, одного образа. А дальше они тиражируют из фильма в фильм один и тот же неподгораемый тефлон. Бывает ли по другому?
Возьму самый яркий пример — Юрий Никулин. Явно ведь не драматический актер, пришел из цирка. А теперь давайте посмотрим на диапазон: с одной его границы знаменитый "Балбес" из гайдаевских фильмов, Семен Семеныч Горбунков, а с другой границы стоят — Кузьма Иорданов из "Когда деревья были большими", Патрикей из "Андрея Рублева", рядовой Некрасов из "они сражались за Родину". Замечу, человек вообще из цирка пришел.
А вот другой пример, уже с актерами театральными. Снять почти в один год. Мымра из "Служебного романа" (1977) и королева Анна Австрийская из "Д\’Артаньяна и трех мушкетеров". Еще раз пересмотрите момент, когда показывают мымру в первый раз. Да там даже узнать Фрейндлих нельзя. Вот это и есть русская актерская школа, которая устремляла актера на борьбу со стремящимся к сужению диапазоном. А сегодня победил Голливуд, в котором единожды найденный удачный трюк, удачный образ должны отрабатываться в течение всей жизни.
А по поводу этого проекта. Мне кажется, было бы лучше, если бы они не показывали своих лиц. Вот, к примеру, как это можно было бы сделать: