КОГДА УФА ПОЕДЕТ В ГОЛУБОМ ВАГОНЕ? (из личного архива, 2001)

Вспоминал, где и когда я услышал впервые про скоростной уфимский трамвай.

Вспомнил. Сам писал. В начале нулевых. После утомительных трехминутных поисков в кэшах гугла и метросайтах Лебедева, нашел свой старый наивно-агитационный текст, написанный в начале нулевых в рамках проекта aromi.ru (regtime.ru), целью которого было «прорвать информационную блокаду Башкортостана» или хотя бы попадать регулярно с интересными, показывающими нашу республику с хорошей стороны в мониторинг пресс-службы Правительства РФ времён А.Волина, если мне ничего не изменяет, кроме проф.скрытности.

Основным моим собеседником по теме был один пожилой добрый дедушка, который сидел начальником отдела в БГП или ИСК, если не ошибаюсь (угол Ленина/Революционной, вход со стороны Революционной). Его имя и должность оказались отредактированными моими технологичными редакторами, не могу ручаться за формальную точность.

Смысл работы отдела, в котором был этот дедушка-энтузиаст метро, заключался в том, чтобы хранить и время от времени, каждому новому поколению уфимских и республиканских властей «готовую» проектную документацию по уфимскому скоростному транспорту.

По какой-то правительственной программе РФ за пять лет потратили аж 22 млн рублей. Метро не построишь, на них конечно, проект тоже не закажешь, но кто же от таких денег откажется (бакс в 2001 году был рублей тридцать, как сейчас, да?.), если нужно просто поддерживать в «актуальном» состоянии несколько десятков альбомов и папок с планами и схемами. Ну и «отчитываться» по ФЦП, путем заполнения раз в год какой-нибудь таблицы в Ворде.
Тем более, что в 1996 году во время танцевального твист-марафона «голосуй или проиграешь» президент РФ тоже вроде пообещал какое-то метро, чтобы не было обидно.

Пообщавшись с дедушкой, я тоже стал апологетом уфимского метро, наврядли был основоположником циклотемы, но доп импульс ей придал.
Я в ходе работы над материалом поверил, что карстовая тема — фигня для метростроя, опубликовал впервые в интернете «фото» интерьеров уфимских станций, дал схему первой очереди метро — от ст.Первомайской до Б.Славы — она уже должна была нас перевозить в 2007 году.

Вторая очередь должна была дойти до Башдрамтеатра, году так к 2014, итого 9 станций.

Этот текст — имеет для меня архивное значение (в целях сохранения творческого наследия, а то со временем все тексты теряются, через 5-7 лет не больше 40 процентов удается найти в кэшах всяких)

А вам — задание: как тогда, в 2001 году, назывался проспект Салавата Юлаева?
 

Ах, да, про скоростной трамвай.
Я так понимаю, что его тема возникла из этой идеи построить если не уфимское метро, то хотя лайт-версию. Меня тогда отговаривали от этой идеи, поднимать тему трамвая вообще. Чтобы не сбивал важного федерального читателя с мысли о необходимости уфимского метро.

Построить ты его построишь, только он не намного дешевле обойдется, уверяли меня эксперты. Особенно с учетом того, что к станциям этого трамвая нужно будет каким-то образом подтаскивать-оттаскивать пассажиров. Вот зачем и как мне переться, например, с Российской или Руставели в лесок на Блюхера-Чудинова, чтобы сесть в трамвай и поехать вдоль города? Даже суперскоростной? У нас город, конечно, узенький, но не настолько же. Но ладно, я не об этом. В окончательную версию текста про скоростной трамвай мой абзац не вошел, воспроизвел его содержание по памяти.

Кстати, кроме метро, трамвая, метробуса, прежние поколения уфимских властей обсуждали тему использования ж/д инфраструктуры для разгрузки «задыхающегося в пробках» города. Странно, что в наше инновационное десятилетие дело не дошло и до разговоров о нём?.

А вот я летом удивился, когда водил сыновей на ст.Уфа поезда показывать: там все построено, красиво, классно, купола, траволаторы, переходы, площадь разгружена. Людей только нет. Кто-нибудь катался на поезде недавно?

Итак:

Когда Уфа поедет в голубом вагоне?

Жить без метро в городе-миллионнике — все равно, что в квартире на девятом
этаже с удобствами во дворе. Теснота передвижения в Уфе не возникла в начале
1990-х в связи с резким увеличением количества российских автолюбителей.
1981 годом датируется начало переписки с Москвой об уфимском метро. Когда в
Самаре, Казани, Красноярске, Омске и Челябинске начали рыть метро, грянули
реформы и местные бюджеты обнищали. В новом веке местным властям подставит
плечо центр. Правительство решило разработать специальную госпрограмму,
направленную на поддержку метростроения, особенно в регионах. Согласно ей,
Центр берет на себя 20 процентов всех затрат на метростроение.

Было ясно еще в семидесятые, что городу надо расчищать и разгружать узкие
места. И это делалось и делается постоянно, только поэтому Уфа до сих пор
еще не задохнулась в своих автомобилях. За последние десять лет стали
доступными самые отдаленные районы Уфы: путь, до микрорайона "ИноРС" который
раньше занимал часа полтора теперь можно проделать за десять-пятнадцать
минут. К 2002 году планируется запуск скоростной автомагистрали,
параллельной проспекту, соединяющей еще одной ниткой южный въезд в город с
остальными его частями, до самых подступов к промышленной Черниковке. Есть,
конечно, резервы в городе — где-то можно срезать угол, где-то перекинуть,
расширить проезжую часть, где-то зеленое пятно лесонасаждений можно
сократить. По словам уфимского мэра Рауфа Нугуманова, 200 улиц башкирской
столицы нуждаются в расширении. Как показал опыт расширения самых
проблематичных участков в центре города, даже прибавление полосы в 1,5 метра
уже намного снижает возникновение заторов и других неприятностей на дороге.
Но все эти меры — вспомогательные и менее, чем через десяток лет перестанут
решать проблему перегруженности города. А метро быстрее и не строится:.

ГОРОД ЗАХЛЕБНЕТСЯ МАШИНАМИ
Можно только представить себе, каким добрым и ласковым словом поминают
специалисты, которые бьются над разгрузкой Уфы сегодня тех, кто чертил
генпланы Уфы во времена сталинского ампира. Да и можно ли требовать от
простого смертного, чтобы он думал на века вперед? А сейчас уфимским
градостроителями не надо думать на века — уже сегодня приходится реагировать
на нарастающую тесноту. Если Москва, как и многие российские города — это
пирог, нарезанный радиально и обтянутый кольцами, и теоретически выбор
маршрута не ограничен, то в Уфе, как видите — совершенно другая ситуация.
"Мы не отказываемся от мысли построить в Уфе метрополитен. Но это дело
перспективы. Сейчас для строительства метро надо подготовить наземную
базу, — говорит глава администрации Уфы Рауф Нугуманов. — Если будет
ограничено движение на главной магистрали города — проспекте Октября, то
максимальная нагрузка падет на соседние улицы. Их надо расширить, продумать
транспортные развязки".

В городе считают, что разгрузка проспекта Октября — одновременно и часть
подготовки к строительству метрополитена. Этой зимой уфимцы хорошо на себе
прочувствовали, что такое перекрыть хоть одну из улиц-ниточек, соединяющих
север с югом. Надеясь на то, автолюбители — "подснежники" успокоятся на зиму
и перейдут на общественный транспорт, город начал строить путепровод, часть
суперскоростной магистрали, той самой <Север-Юг>, о которой говорилось выше.
Для этого пришлось заузить только одну улицу на одном участке. Результат —
резкое увеличение нагрузки на параллельные улицы, 10-15 минутные пробки на
выезде на основную магистраль, регулярное "ручное" (вернее,
"палочко-свистковое") управление на самых оживленных перекрестках.
1200 частных "маршруток", размножившихся в начале девяностых сейчас и стали
этим самым "виртуальным метро", они, конечно, поддержка государственному
транспорту, за прошлый год они перевезли в Уфе 26 млн пассажиров. За 3-5
рублей они доставляют горожан на работу и с работы, большая часть из них
пересекает весь город. Метро перевозило бы 71 млн пассажиров в год, согласно
заключению Главгосэкспертизы России по уфимскому метро.

МЭРСКОЕ ЛИ ЭТО ДЕЛО?
Раньше это были стройки общесоюзного значения, теперь, наверное,
общефедерального, если такие бывают. Первая очередь уфимского метро
протянется на 9 километров. Ориентировочно речь идет примерно о
полумиллиарде за километр или шести с половиной, что бы пустить первую
очередь.

Это — много, если рассчитывать в масштабах городского и республиканского
бюджета. Даже для такого большого и продвинутого города, как столица
Башкортостана.

Сомневающиеся говорят: "А можно ли вообще в Уфе строить метро, там же у вас
карстовые провалы, пустоты?". Специалисты отвечают — в Уфе построить метро
гораздо легче, чем в Казани. Есть масса способов укрепить грунт. Об этом
знают и те, кто строил метро, к примеру, в Питере, с его болотами. Строить,
а главное, эксплуатировать скоростной трамвай по расчетам обойдется дороже,
чем подземку. Особенно с учетом долгой и снежной зимы. А линия шумного
скоростного трамвая просто разрежет город пополам, через нее придется
построить массу путепроводов. Кроме того, у метро в два раза выше
среднетехническая скорость.

Соседям-татарстанцам повезло больше — у них скоро, в 2005 году свой,
казанский миллениум. В Казани оба президента России примеряли уже
метростроевскую каску во время своих визитов. Президенты символических
жестов не делают попусту — татарстанцы уже довольно далеко продвинулись в
метростроении. Они и начали раньше строиться — по документации 1987 года
казанцы уже с 1999 года должны были ездить под землей.

У нас тоже много "если". В первую очередь — деньги. В Уфе пока планируется
четыре станции первой очереди — Первомайская, Ульяновых, Парковая, бульвар
Мусы Гареева к 2007 году. Проектно-изыскательские и инженерно-геологические
работы по ним уже будут окончательно завершены в 2001 году. Весной этого
года собираются утвердить в Москве проект электродепо и дополнительных
сооружений. Идет реконструкция, разгрузка тех улиц, где будут базовые
площадки станций первой очереди. Уфимское метро будет "мелкого заложения".
Два параллельных тоннеля будут строиться, предположительно, своими силами.
Станции, разработанные "Нижегородметропроектом" по облику будут отличаться
от московского метрополитена имени Ленина. В республике есть возможности
отделать своим камнем станции. Руки тоже есть. Деньги:.

В письме премьер-министра Башкортостана Рафаэля Байдавлетова к его
федеральному коллеге Михаилу Касьянову говорится: "Сопоставление различных
вариантов развития транспортной системы города показало, что единственно
правильным решением является создание сетей метрополитена. Проект первой
очереди Уфимского метрополитена был утвержден Минстроем РФ в 1996 году.
Выполнена реконструкция объездных дорог:В настоящее время на
подготовительные работы израсходованы средства на сумму 100 млн рублей, из
них более 22 млн. — за счет бюджета РФ:Учитывая особое положение
метрополитена, который имеет большое социальное значение для столицы
субъекта Российской Федерации — города Уфы, убедительно просим Вас
предусмотреть на строительство Уфимского метрополитена объем инвестиции из
бюджета РФ на 2001 год в сумме 120 млн рублей".

Сейчас у уфимского метрополитена — критический момент. Если работать по
плану, в 2003 году уже надо зарываться под землю. Останавливать
строительство метро никак уже будет нельзя. Поддержание такого технически
сложного недостроя в законсервированном виде стоит, как выяснилось, примерно
столько же, сколько и его строительство. Людей разгонять нельзя. Разрушать
налаженные производственные связи — тоже нельзя. Собирать потом будет много
сложнее. Если стартовый выстрел не прозвучит в предполагаемый срок, то вся
документация — проекты, сметы, схемы, начнут стремительно устаревать.
Оборудование — уникальное, где его еще используешь, а простой ему тоже не на
пользу.

Метро в городе будет обязательно построено, рано или поздно. Без метро
уфимцам становится просто невозможно. Вопрос только в том, какие деньги и
когда найдутся у центра и региона на проблему, жизненно важную для миллиона
с лишним жителей одного из самых крупных городов России. Но чем позже оно
начнется, тем дороже обойдется. С учетом времени, которое нужно для
строительства метрополитена, расхожая поговорка "Раньше сядешь — раньше
выйдешь", приобретает особый смысл. Остается пока неясным, когда же Уфа
сядет в голубой вагон.

Шамиль Валеев, aromi.ru, февраль 2001 года.

Найдено в виде перепечатки 2002 года в ньюсгруппах Yahoo!

3 мая 2013 Машина времени
Источник: http://shamil.livejournal.com/46187.html

Еще новости