В связи с угрозами чиновников о сокращении нашей средней школы до девятилетки, мне захотелось написать о ней сегодняшней, а также немного истории.
Кто знает, может этот пост будет реквиемом по нашей средней школе и превратят её упыри в унылую девятилетку. Почему унылую? Как известно, погоду в школе определяют старшеклассники, а не будет их — не будет и драйва весёлых школьных вечеров, секций по волейболу и других школьных мероприятий.
Вот эта наша школа сегодня. Она большая — в виде буквы "П", здесь видно только одну сторону буквы.
В ней 11 учебных классов-кабинетов.
Вот коридор школы.
Вот один из классов.
А вот класс с интерактивной доской.
Спортзал, наверно, самое любимое место ребят, которые готовы днём и ночью играть здесь в волейбол, баскетбол, настольный теннис.
Но, увы, тренеру — физруку оплачивают лишь одну секцию — по волейболу. А наши ребята часто становятся чемпионами района, обыгрывая многокомплектные школы. Вот такая маленькая школа в 65 человек и её сборная команда, в которой — практически все старшеклассники, выигрывает у команд из школ в 600 человек.
И вот теперь эти наши ребята должны будут играть за сборные райцентровской школы? Да, никогда!
В спортзале также проводятся школьные вечера и утренники, как например этот, посвященный русскому самовару.
И что же, теперь многое из этого уйдет из школьной жизни?
Надежда всё еще теплится, что оставят всё как есть.
И мы, родители, будем требовать этого, даже если нас упорно продолжают игнорировать.
Во-первых, дороги у нас такие, что даже рейсовые автобусы к нам не ходят.
Нас выручают два предпринимателя, которые на газелях три раза в неделю отвозят и привозят наших жителей в райцентр и обратно.
Если дороги так плохи для пассажирских перевозок, то для перевозок детей тем более не годятся. И мы будем настаивать на этом. Сначала новая дорога — потом сокращение школы.
Во-вторых, с сокращением школы окончательно теряется перспектива развития нашего села. Т.е. молодые семьи, которые планировали возвращение в родные края, теперь уже точно не вернутся. А такие были, я знаю.
Нет школы — нет села.
И, в-третьих, почему РОО не рассматривает такой вариант: чтобы из двух близлежащих сёл дети ездили учиться в нашу школу, а не в районную?
И детям поближе — и нашу школу не сократят.
Но, нет, выбран самый легкий вариант оптмизации для РОО и самый болезненный для нашего села.
И напоследок две фотографии выпускного класса.
Одна — выпуск 1973 года, более 30 человек.
Вторая -выпуск 2012 года.
В 1973 году не было ни одного безработного в селе.
В 2012 году число рабочих мест в разы меньше количества трудоспособного населения. Причем это трудоспособное население, в основном, мужчины среднего и чуть старше среднего возраста. Большая часть из них — это спившиеся, разведённые мужчины.
Нет работы- нет семей.
Нет семей — нет детей.
Нет детей — нет школы.
Получается замкнутый круг?
Хотя, нет. Будет работа: будут крепкие семьи и много детей. Достаточно, чтобы не оптимизировать нашу школу.
Осталась самая малость: заманить инвестора в наше село.
Upd. Вот что ответил президент Хамитов, надеюсь и на мой вопрос, тоже, заданный по "горячей линии" 11 апреля:
Эльвира Сюндюкова. Чекмагушевское телевидение. Вопрос такой. Сегодня одна из самых серьёзных тем, которая волнует сельчан – закрытие школ. Одна из самых обсуждаемых тем – закрытие школ. А ведь школа селу нужна, и сегодня люди готовы бросать дома и переезжать туда, где у детей будет возможность учиться рядом с домом. Не исключено, что может настать такой момент, когда села будут покидать целыми семьями, особенно молодые семьи. Что делать? Как при небольшом количестве учащихся сохранить малокомплектные школы? Спасибо.
Рустэм Хамитов: Вопрос действительно очень сложный, очень серьёзный и простого ответа на него нет. Я могу сказать о своих ощущениях как человека. Конечно, я против закрытия школ в сельской местности. Если это происходит, то, безусловно, это драма. Это событие со знаком минус и для населенного пункта и для людей, которые там проживают, и для района и для республики в конечном итоге. Мы являемся заложниками экономического подхода к работе школ. Еще пять лет назад были приняты нормативы, утверждающие, что на одного учителя должно приходиться в среднем пятнадцать учеников. Этот федеральный норматив выполняется в стране. Где-то лучше, где-то хуже. Мы в числе отстающих, я имею в виду Республику Башкортостан. У нас довольно много малокомплектных школ. Это объективно, потому что у нас 40% населения – сельчане. У нас много небольших населенных пунктов. Так получилось, что мы замыкаем российские списки с точки зрения неэффективного расходования по московским, федеральным меркам на образование. В прошлом году я эту тему поднимал, правда, не в таком ключе на августовском совещании учителей. Я говорил о том, что по возможности надо сократить расходы на функционировании школ на 20%. Пошли легким путём – начали сокращать школы. Хотя, безусловно, внутри школы есть резервы. Есть, скажем так, неучтенное подключение электричества, газа. Кое-где есть раздутые штаты обслуживающего персонала. Большие штаты разного рода районных структур, которые отвечают за работу школ и так далее. Как всегда у нас начали с самого простого – сокращать школы. Я сегодня, просматривая вопросы, которые мне задавали и продолжают задавать на данный момент к этой встрече, прочитал письмо мальчика из Зилаирского района. Маленькое село, школу закрыли, они в школу ходят в Кугарчинский район в село Побоище, 12 километров. Там нет дороги, зимой ее не чистят. Конечно, это самое настоящее преступление. Сегодня в 21-м веке ребят возвращать в ситуацию, которая была 100 лет назад, когда не было дорог, не было транспорта, ничего не было. Конечно это преступление. Я обязательно разберусь с этим. Но что нам делать? Вы и этот вопрос задали. Безусловно, никакого фанатичного исполнения тех нормативов, которые есть, мы у себя в республике не допустим. У нас сегодня в среднем приходится 11 учеников на одного учителя. И, наверное, если этот норматив будет увеличиваться, то только немножечко. Действительно там, где село в силу разных причин уже исчезает, там, где есть дорога, там, где недалеко есть хорошая школа-интернат или современная оборудованная школа, тогда будем думать.
Я могу вам привести пример из своей жизни, своей семьи. У меня отец родился в глухой-глухой деревне. До райцентра было 25 километров. Моя бабушка, которая воспитала десятерых, всех своих детей учила в районной школе за 25 километров. Тогда вообще ничего не было. Это были сороковые годы, семьдесят лет тому назад. Просто зная и понимая, что дети получат хорошие знания все-таки в райцентре, научатся говорить, читать, писать. Из десяти восемь человек получили высшее образование. Это тоже вариант решения проблемы. Сейчас мы стараемся помогать. И школьные автобусы и дороги ремонтируем. Но там, где действуют глупо, как в том случае, про который я вам рассказал, Зилаир, там мы вернёмся и порядок наведем. Еще раз говорю, никакого фанатизма, никакой спешки, никакого бездумного действия в этом очень деликатном вопросе «школа и село» не будет. Мы постараемся максимально сохранить школы, мы постараемся максимально действовать с точки зрения интересов людей.
Я вам скажу, что я с своей работе опираюсь только на один принцип – я делаю только то, что людям полезно, то, что им приносит пользу. Я никогда не действую наперекор людям, никогда не действую так, чтобы людям от принимаемых мною решений было хуже. Я действительно стараюсь работать для людей.