Почти ровно через месяц, 9 марта сего года, исполнится 80 лет со дня рождения Ю.А.Гагарина. Но поскольку пост наконец дописан, не вижу смысла ему киснуть под замком…
Как все знают, в прошлом году в нашем городе случилось необычайное событие — по инициативе городской администрации появились граффити, в том числе и на фасаде дома 14/1 по ул.Ю.Гагарина в Сипайлово. Как и у многих, этот факт вызвал у меня восторг и восхищение. Гагарин? Вот прямо на доме? У нас? Не может быть! Правда? Офигеть!
Но видя его часто (живу неподалеку), что-то в этом изображении мне казалось странным, напрягало что-ли — Гагарин какой-то не такой, не настоящий что ли. Пластмассовое, курносое лицо, странная поза, унылый опущенный взгляд, он то ли молится, то ли скорбит, то ли чего-то стыдится.
Фасад (слева) и рисунок (справа), послуживший авторам фасада первоисточником
Я застал его при жизни, когда каждый пацан в детском саду хотел быть космонавтом или как минимум лётчиком, и всех летавших в космос, как и Гагарина, знали поименно и в лицо — по газетам, кино- и фотохронике, а также портретам, развешиваемым на каждое 1 мая и 7 ноября. Этот же Гагарин никак не вписывался в известный мне образ.
Как выяснилось, авторы фасада использовали рисунок американского художника Тайлера Джейкобсона, известного в кругах фэнтези-арта как иллюстратора компьютерных игр и мастерски изображающего монстров, троллей и эльфов. Объяснялось, что рисунок был выполнен им "на основе фотографии". Возникает наивный вопрос: а сразу по фотографии, без посредников-фэнтэзистов, нарисовать разве нельзя?
У меня нет ответа на этот вопрос, могу лишь предположить, что создатели фасада знакомы с творчеством Джейкобсона лучше, чем с историей и фотохроникой, и когда к ним обратились с предложением изобразить Гагарина, они наверно задумались: "Гагарин? Гагарин… ааа, да это же тот самый, которого нарисовал Тайлер Джейкобсон!"
"Поколение Пепси", — подумал Штирлиц.
Впрочем, обидеть художника может каждый, и возможно, я просто ничего не понимаю в современном искусстве. Что сделано, то сделано, осталось только выяснить: почему у Гагарина на рисунке Джейкобсона эти странные поза и взгляд?
Очевидно, Джейкобсон выполнил свой рисунок "на основе" этой фотографии. Но как мы видим, в момент съемки Гагарин лежал и на что-то или кого-то смотрел перед собой, и понятно, что он не грустил и не стыдился — взгляд вполне естественный для лежащего человека.
На других кадрах видно, что его взгляд перемещался и на другие объекты. Можно предположить, что это были какие-то испытания, где требовался его опыт, может быть подготовка к новому полёту в космос (Королёв обещал ему еще один полёт), а может быть это была просто фотосессия. В любом случае, эти кадры не относятся к старту 12 апреля 1961 года, конструкция клапана-регулятора давления на скафандре это выдает — это такая большая круглая штуковина на гермошлеме ниже подбородка.
Такой клапан появился только в 1962 году на скафандрах космонавтов N3, N4 и более поздних. На скафандре же, в котором летал Гагарин, конструкция клапана иная (и не очень надёжная, как выяснилось в первом полёте), это видно и на следующих снимках.
Это просто для объяснения деталей — мне они довольно интересны, а возможно, мой уважаемый читатель, и тебе тоже. Но дело совсем не в них…
В автобусе на пути к стартовой площадке
Удивительно, что художнику ничего не попалось из множества нормальных "вертикальных" фото, и ему пришлось взять "лежачее" и повернуть его. Или Джейкобсон просто нашел в Интернете уже повернутую фотографию, тупо срисовал её, поиграв со светотенью, не вникая в детали, и приняв её за чистую монету. Как, впрочем, и наши местные тоже.
Ну да ладно, что получилось, то получилось, совсем не хочется быть неблагодарной свиньей, и как бы то ни было, это всё-таки лучше, чем ничего. Можно даже сказать, что нам еще повезло, и Джейкобсон не нарисовал, к примеру, что-нибудь эдакое…
Обложки американских еженедельников в апреле 1961 года.
На момент публикации не только американцы не располагали изображениями Гагарина в скафандре, реальных изображений первое время не было и в советской прессе по причине цензуры. Космическая гонка двух держав к этому времени достигла апогея, поэтому — ни одной подсказки врагу!
Если что-то и публиковалось, то было максимально размыто-заретушированным, и как правило, все изображения Гагарина и его "аватаров" в якобы космической амуниции, были "одеты" в авиационный гермошлем для высотных полетов ГШ-1 (или ГШ-4), состоявший на вооружении в конце 50-х. И это были даже не реальные фотоснимки, а фотомонтаж с несоответствующими пропорциями лица и шлема, как, например, это или вот это, Очевидно, что и американские обложки выполнены на основе изображений из советских газет или плакатов.
В кресле-катапульте. Этот кадр хронологически ближе к событиям 12 апреля 1961 года
Более подробные изображения скафандра были доступны уже после американского космического полёта, совершенного спустя три недели после полёта Гагарина — 5 мая 1961 года. 7 июля 1961 года состоялась премьера документального (но частью и постановочного — с реконструкцией событий) фильма "Первый рейс к звездам", посвященного предстоящему ХХII съезду КПСС, и 8 июля в газете "Правда" появилось изображение Гагарина в скафандре из кадров этого фильма. Есть интересная подборка публикаций советской прессы того периода на сайте ЦНИИмаш в формате pdf и отличном разрешении.
Кадры с С.П. Королёвым (справа) публиковались уже после его смерти
Кадр из предполётной кинохроники, ставший визитной карточкой Гагарина
Только в образе на фасаде в Сипайлово не хватает двух очень важных деталей, которыми Гагарин врезался в память современников: это его взгляд и знаменитая гагаринская улыбка. И остается лишь сожалеть, что ни Джейкобсон (хотя он тут вообще ни при чём), ни те, кто выбирал изображение, не подумали об этом.
А вот жителям Харькова можно позавидовать — у них тот самый, настоящий Гагарин. Да не один!
г,Харьков, жилой дом, пр.Гагарина, 39
Удивительная точность (разве что кондиционер на стене вносит лишнюю деталь), даже без геометрических искажений. Обратите внимание, на гермошлеме нет надписи "СССР", но её не было и на оригинальном фото (оно чуть выше). Эта надпись на шлеме появилась позднее.
г.Харьков, пр.Гагарина, ограждение завода "Оргтехника"
Здесь тоже всё точно, за исключением того, что изображение зеркально оригиналу.
А так Гагарина видят дети.
Булатова Регина, 13 лет, Республика Башкортостан
Так Гагарина видели советские художники.
Космонавт номер 1 — Юрий Гагарин. АНАНЬЕВ М.А. Холст, масло, 60х60см, 1963 год
Гордый взгляд, как бы говорящий — "А вам слабо?" Мозаичное панно в школе № 9, г.Жуковский
Этот же образ, стилизованный под кадр со старого чёрно-белого телевизора, на телефонной карте оплаты.
Каким Гагарин был и каким запомнился — еще на фото ниже.
Таким он парнем был!
Работают все радиостанции Советского Союза!
Из-за разницы во времени жители штата Алабама прочли о полёте Гагарина утром 12 апреля, в СССР же большинство газет с этой новостью вышли только 13 апреля. Впрочем, экстренные и вечерние выпуски газет, какмосковский выпуск "Известий", успели к вечеру 12 апреля.
Еще мгновение и этот слева полезет целоваться взасос! Судя по напряжению Гагарина, он догадывается…
В объятиях вечного Фиделя. Куба, 1961 год
Там же, с неистовым команданте Че
Лондон, 1961 год. Англичанки, включая королеву, были от него без ума. Впрочем, итальянки тоже…
Та самая, гагаринская улыбка
С дочерьми Галей и Леной. 1965 год
А это один из уникальных любительских снимков 12 апреля 1961 года.
На территории в/ч 40218 — ракетного дивизиона ПВО ЗРК С-57 после приземления под г. Энгельс Саратовской области. Слева майор Ахмед Гассиев, командир дивизиона. Еще одно редкое фото оттуда же, и еще — подобные снимки люди обнаруживали в семейных архивах.
Подробности о приземлении и его точном месте довольно интересны.
PS. И бонус тем, кто дочитал до конца:
— как появилась надпись "СССР" на гермошлеме Гагарина;
— что сделали несознательные граждане со спускаемым аппаратом Гагарина;
— что была готова сделать молодая француженка вместе с месье Гагариным…
Всё это, и многое другое ранее неизвестное, в удивительном фильме "Три дня Юрия Гагарина. И вся жизнь" (часть 1 и часть 2) с реконструкцией событий и свидетельствами их участников.