В мэрии произошла встреча мэра с журналистами. В целом вот чисто эмоционально, приятное ощущение, мэр пытается говорить человеческим языком, готов признавать существование определенных проблем, что раньше было нонсенсом, чиновники из последних сил стояли на том, что у них есть какой-то секретный план и делали вид что они понимают, что они делают.
На этом приятные ощущения закачались в состоянии неопределенности, потому что все остальное было набором шаблонов и главное то, что шаблонов, построенных на глубоких заблуждениях и непонимании происходящего, что еще раз подчеркнуло то, что в его окружении нет специалистов способных ему объяснить, что происходит в реальности, как итог, что и признал наш мэр, вся наша реформа — это набор хаотичных попыток передвижения кроватей в то время как нужно менять сотрудников.
Просто по некоторым пунктам речи:
«… город ведет через Башавтотранс обновление транспорта…» ..
Собственно, уже эта фраза демонстрирует пропасть, которая отделяет городские власти от понимания проблемы, без которого её решить просто нереально. Начнем с того, что город вообще не имеет муниципального, условно своего перевозчика. Башавтотранс это ГУП с региональным подчинением, к городу, а если быть более точным, к отделу транспорта и связи, который согласно нормативной документации, и является заказчиком перевозки, он не имеет вообще никакого отношения.
Соответственно ему вообще монописуально обновление парка Башавтотранса, проблемы Башавтотранса, его мнимые успехи, или реальным провалы. Вообще если по букве закона, то отдел транспорта и связи должен разработать маршрутную сеть, определить класс требуемых автобусов и график их движения. После этого город в лице данного отдела объявляет конкурс.
И вот только в этот момент на арене может появится Башавтотранс, в качестве одного из исполнителей, претендующих на обслуживание этих, части этих маршрутов. Для этого он может иметь необходимый подвижной состав или может его приобрести, это его право, учитывая, что он обслуживает не только Уфу, перевести этот подвижной состав из другого района или города, или наоборот отправить туда лишний. При этом на ровне с ним в этих конкурсах может участвовать любой перевозчик, любой формы собственности отвечающий требованиям и имеющий соответствующий требованиям парк.
В принципе, мы все понимаем, что чем дальше в лес, тем толще партизаны и слабее работают законы и в принципе содействие «своим» перевозчикам в той или иной мере с целью распределения между ними интересных им маршрутов существовало всегда. Вопрос только в том, что в данном случае репку вообще пытаются посадить ботвой вниз, когда город подгадывает свои потребности под возможности полуживого ГУПа. А учитывая, что самому БАТу по сути плевать на проблемы города, он занят решением своих часто шкурных и политических вопросов, в итоге город становится не заказчиком, а заложником его капризов и желаний.
При этом как-либо влиять на него он не способен, в связи с тем, что Башавтотранс позиционируется как единственное возможное решение проблемы. И тут пикантность состоит в том, что он может стать решением этой проблемы, но только когда не он будет диктовать условия городу, а город сможет понять, что это он должен диктовать условия работы Башавтотрансу.
Хотя конечно с другой стороны, город сам себя загнал в цугцванг, положение в котором каждый его ход сегодня только ухудшает его положение. С одной стороны, он сформировал в своём понимании полную зависимость от БАТа, с другой сам БАТ использует город исключительно для решения своих интересов и с третьей на данный момент в результате такой политики на горизонте даже близко нет никакой альтернативы, ни один частник на сегодня не в состоянии реально работать в новых условиях.
Хотя если честно, у нас ни условий, ни самой концепции то и нет.
«… у нас в городе есть троллейбусный завод… «
Да есть, и? Он так же не имеет к городу почти никакого отношения, точнее город участвует в его капитале имея определенный процент акций через МУЭТ, который сейчас находится в состоянии банкротства и соответственно эти акции находятся в составе конкурсной массы. Но вопрос даже не в этом, а в очередном критическом перекосе понимания. Продукция завода автоматом не является собственностью города, он должен её покупать, как и продукцию любого другого производителя. Единственным плюсом от того, что завод находится в нашем городе, это экономия на логистике доставки этих троллейбусов и дохлая надежда на возможные дивиденды, по акциям, которые уйдут в счет погашения долгов перед кредиторами МУЭТа.
Троллейбусный завод, конечно делает сейчас очень неплохие машины, да в принципе на базе МАЗа и сложно сделать плохую и они молодцы. Ключевое тут — ОНИ, не город, потому что даже этих своих успехов он добился вопреки, а не благодаря городской помощи, и его упоминание в данном контексте не более чем попытка погреться в лучах его успехов при отсутствии своих.
«… в ближайшее время к нам придут пятьдесят трамваев из Москвы…»
Тут вот двоякие чувства, с одной стороны в принципе далеко не самое плохое решение и возможно это даже сможет стать переломным моментом в судьбе электротранспорта. Может, вопрос станет ли. Вопрос в том, что Москва то трамваи конечно отдаст, только пока у нас в городе сопли жуют, что там останется? Там трамваи с рельс, но они не стоят в ожидании. Те, кто пошустрее уже выбирает вагоны поживее и везет их домой, тот же Барнаул. В итоге пока мы запрягаем, что там останется? Один хлам, учитывая, что, вот насколько я знаю, все кто получал их даже в первых рядах, в связи с определенной спецификой их часть был вынужден пускать на запчасти. А те, кто в последних рядах хлам собирал, как планируем сделать мы, у некоторых на линию вышли единицы.
Второй и, наверное, более важный вопрос. А простите, на фоне переговоров с Синарой, какой смысл в получении этих трамваев? Могу вас огорчить, Синара или любой другой инвестор имеет задачу не с хламом играть в конструкторов собирая подвижной состав из говна и палок, он придет в том числе с целью продать вам свои трамваи, им эти трамваи даже в качестве сувениров не нужны. Всё же может стоит «или крестик снять или трусы надеть», или сами, в чем есть смысл, тогда о переговорах с Синарой нужно забыть, или с ними, тогда о трамваях из Москвы нет смысла разговаривать.
«… в Москве семимильными шагами идет электричка, Башкирия тоже не отстает…»
Дальше поюзав в качестве своих успехи троллейбусного завода мэр перешел к попытке поделиться успехами с РЖД, сообщив про счастливых жителей Кумертау, которые могу сейчас приехать быстро в Уфу. Не хотел бы вас огорчать, но межмуниципальные перевозки вообще не имеют никакого отношения к вашим полномочиям и зоне ответственности, это как раз епархия регионального Минтранса, с этой бочки он сливки славы сам снимает на волне успехов РЖД. У нас в городе задница с муниципальным транспортом.
Просто если уходить в логику попыток и с РЖД их успехами поделиться, то почему тогда не затронуть и космонавтику, предоставив запуск очередного спутника как прорыв в региональной транспортной реформе, а еще лучше представить, как жители республики, все как один натягивают гигантскую рогатку, из которой этот спутник был запущен на орбиту, логика нашего участия в процессе приблизительно та же.
И да, про выросший в два раза пассажиропоток на «городской» электричке, которая совершает, если не ошибаюсь уже третье пришествие в Уфу и первые два раза с треском провалилась и проект закрывался. Так вот, пассажиропоток в этом году конечно вырос, он не мог не вырасти, просто потому что в городе на въезде был устроен коллапс и люди что бы не стоять в многочасовых пробках, пересаживался на электричку. Вот и вся природа данного успеха, при этом даже с вокзала прибывшим на этой электричке очень сложно уехать, пользовались ей от безысходности и вообще нет смысла строить сейчас на ней концепцию развития общественного городского транспорта. Повторюсь, еще и потому что это уже делали и отрицательный результат стоил около 300 миллионов в ценах тех лет.
На этом фоне сообщение что «…развитие городской электрички стоит во главе угла…» ну как минимум сильно смутило.
К чему я всё это написал, вот вообще не для того, чтобы лишний раз указать на ошибочную логику мэра, которую он строит на том, что ему докладывают и судя по которой докладчики сами ничего не понимают в этом. Почему важно это понимание в итоге получить? Да не будет без него никакой концепции и успехов не будет, будем дальше пытаться гордится чужими, лихорадочно имитируя деятельность. Вроде первый шаг, признание проблемы сделан, остается только понять, это такой хитрый ход в надежде на время продлить мучения находясь в цугцванге или это реальное начало понимания и как тог перелома. Очень хотелось бы верить во второе, но пока это плохо получается.