http://www.bashinform.ru/news/54564
17 апреля в Уфе открылся XIX Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева, организованный художественным руководителем Леонорой Куватовой и арт-директором Сергеем Усановым. В течение недели Башкирский государственный театр оперы и балета представляет классические и современные спектакли с участием приглашенных солистов. Открыть праздник балетного искусства доверили будущим танцовщикам — учащимся Башкирского хореографического училища имени Р.Нуреева.
18 и 19 апреля на сцене театра выступает труппа Лилиан Кози и Маринеля Стефанеску. Итальянский коллектив представит двухактовые неоклассические бессюжетные балеты «Sinfonie in balletto» и «Чайковский».
20 апреля в «Баядерке» главные партии исполняют этуаль Мариинки Екатерина Кондаурова и премьер петербургского театра Евгений Иванченко.
21 апреля солисты Русского камерного балета «Москва» представляют современную хореографию в одноактном спектакле «Эдит Пиаф». Во втором отделении вечера — концерт молодых танцовщиков, победителей международных конкурсов, солистов Большого театра, Национальной оперы Украины, Музтеатра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
22 апреля зрители увидят премьеру Берлинской государственной оперы — фаворита прежних фестивалей Дину Тамазлакару, в заглавной партии балета «Дон Кихот». Партнершей танцовщика-виртуоза станет его коллега по берлинскому театру Яна Саленко.
23 апреля уфимцы смогут познакомиться с балетным искусством Восточной Азии: в «Жизели» солируют звезды Национального балета Китая Чао Шуци и Жанг Си. 24 апреля — гала-концерт.
Цены на спектакли с приглашенными солистами — от 200 до 2000 рублей, на последнее представление — от 500 до 4000 тысяч рублей.
Башкирский государственный театр оперы и балета
7 лет прошло с тех пор, как я издала книгу "Гран-па башкирского балета" к очередному международному Нуреевскому фестивалю балетного искусства и к дню рождения Нины Жиленко, которая откликнулась на мою просьбу стать автором этой бесценной книги, за что я ей очень благодарна.
Нина Александровна пишет прекрасные статьи о балетном искусстве, у нее очень легкий, слегка восторженный слог — а о балете и нельзя писать по-другому. Убедитесь сами, я привожу две главы из этой книги — о "Прыжке в свободу" Рудольфа Нуриева и о нежной дружбе с Марго Фонтейн — балериной с мировой известностью, звездой британского истеблишмента.
Книга — раритет, ее нельзя нигде купить, она давным-давно разошлась по любителям культуры и балета в частности.
Прыжок в свободу
16 июня труппа должна была лететь в Лондон, чтобы продолжить гастроли. Все прибыли в аэропорт Бурже, скоро посадка в самолет… И вдруг Рудольфу говорят: «Ты сейчас не полетишь, ты догонишь нас через пару дней в Лондоне. Ты должен танцевать завтра в Кремле. Мы только что получили телеграмму из Москвы. Через полчаса твой самолет».
У него чуть не остановилось сердце. Он понял, что означает этот вызов в Москву. С местом солиста Кировского театра придется распрощаться. Если не посадят, то уж за границу больше не выпустят. Он был обречен на полную безызвестность, и для него это было равносильно самоубийству. Очевидцы рассказывают, Рудольф был буквально убит, на нем лица не было…
Все улетели в Лондон, а он остался. В зале были «штатские в сером» и следили за каждым движением Рудольфа. Были рядом и его французские друзья, они уже знали обо всем, переживали, мучительно думая, как ему помочь, и ожидая его решения.
И Нуреев сделал выбор. Он совершил свой знаменитый прыжок – самый длинный, самый волнующий за всю его карьеру. Минуя стоящих рядом агентов КГБ, он перепрыгнул через небольшой парапет и приземлился чуть ли не в объятия французского полицейского. «Я хочу остаться! Я хочу быть свободным!» — задыхаясь, произнес на английском языке.
Весь мир назвал это прыжком в свободу, а советское правительство – изменой Родине. 2 апреля 1962 года решением Ленинградского городского суда Рудольф Нуреев приговорен заочно к семи годам лишения свободы. В течение почти десяти лет после смерти танцовщика приговор все еще оставался в силе…
Последний букет для королевы Марго
18 мая 1992 года он был в Казани. По-летнему теплый ветерок осторожно шелестел на улицах афишами международного фестиваля классического балета. На одной из них его имя стояло в непривычном для всех амплуа: дирижер Рудольф Нуреев. Два месяца назад он выступал в местной филармонии с симфоническим оркестром, исполнив музыку любимого балета – «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева, и принял приглашение татарского театра на фестиваль, где дирижировал теперь «Щелкунчиком».
Сегодня день рождения Марго, и он отменил встречи, визиты. Он еще не привык, что ему не надо слать телеграммы, охапки цветов, выбирать оригинальные подарки, придумывать слова поздравления… Чуть больше года прошло, как ее не стало на свете.
Он был далеко не сентиментальным человеком, но, повинуясь безотчетному порыву, купил букет роз – таких, какие любила Марго, и, не найдя в гостиничном номере куда бы поставить, положил прямо на стол. Сел в кресло, не сняв берета и большой пестрой шали, уютно облегавшей шею. Он постоянно мерз – видимо, давала знать о себе болезнь. Но тревожный озноб охватывал его и при мысли: как близко Уфа! Для него не существовало расстояний, в считанные часы он перелетал с одного континента на другой, а этот маленький отрезок земли был непреодолим. Неласково встретил его родной город пять лет назад… И теперь его туда не позвали! Нет, это запретная тема… Усилием воли погасил трепещущий тоскливый огонек, не дав ему разгореться в сильное пламя.
Волны памяти понесли его к далекому британскому берегу.
Их первая встреча – через полгода после того, как он остался в Париже, попросив убежища у Франции. Марго пригласила его на свой благотворительный вечер в «Ковент-гарден». Шумиха вокруг него еще не улеглась, он чувствовал себя животным, выставленным на всеобщее обозрение. Чтобы уйти от толпы репортеров, агентов спецслужб, в Лондон приехал под вымышленной фамилией – Роман Ясинский.
Он шел к ней на «чашку чая» и откровенно боялся: балерина с мировой известностью, звезда британского истеблишмента – как все пройдет? А когда увидел ее, маленькую, хрупкую, трогательную, почувствовал, что она тоже волнуется. И … улыбнулся ей. Она ответила благодарной улыбкой, напряженность улетучилась в один миг. Так началась жизнь самого знаменитого в истории мировой хореографии дуэта.
На концерте он был зрителем. Ее танец покорил. И все в ней вызывало восторг. Она казалась гордой, величественной и недоступной. Он уже знал, что в жилах Пегги Хукхем течет кровь английских королей, и, помнится, восхитился: как точно она выбрала себе сценический псевдоним: Марго Фонтейн. Королева Марго!
Впервые публика увидела их вместе в «Жизели». Сначала Марго переживала: «Не будет ли это напоминать танец овцы с ягненком?» Но очень скоро между ними возникло безусловное понимание и непреодолимое влечение друг к другу, которое они так и не сумели объяснить рационально.
Она была старше почти на двадцать лет, ее карьера танцовщицы клонилась к закату. В отцветающую орхидею он вдохнул свежие силы и подарил еще десять лет золотого цветения на сцене. Романтичность и европейская утонченность переплелись удивительным образом с восточной страстью и огненным темпераментом, споря между собой и дополняя друг друга, раскрывая все новые нюансы чувств, вылепливая неповторимо выразительную пластику. Когда они были на сцене, их тела, руки соединялись в танце так гармонично, что, уверен он, ничего подобного уже никогда не будет.
Марго забывает о разнице в возрасте, о том, что она добропорядочная жена посла, ей все равно, «что скажут люди». Она рядом с ним на вечеринках, прогулках, в забавах и развлечениях. Во время гастролей в Сан-Франциско они решили после выступления немного погулять … по крыше дома. Пришлось пять часов провести в полицейском участке, пока их не освободили под залог.
Когда Марго танцевала Джульетту, никому и в голову не приходило вспомнить, что ей за сорок. Она летала по сцене – юная, страстная, нежная. Ее аттитюды, арабески, прыжки восхищали изяществом и легкостью, руки передавали такие оттенки переживаний, что любые слова казались блеклыми.
Позже она, как бы опомнившись, то приближает его к себе, то отдаляет. Но друг без друга они уже не могли жить. Они вместе покорили Европу и Америку. В их честь устраивали приемы в королевских домах и в Голливуде. Он запросто танцевал буги-вуги с Жаклин Кеннеди, с удовольствием откликалась на его приглашения Лиз Тейлор. Ему нравилось вращаться в этих кругах, но он утрачивал интерес к окружающим, стоило Марго войти в комнату. Она всегда оставалась его Королевой, а он для нее был Принцем – покорным, нежным, искренним.
В 1963 году Фредерик Аштон создает специально для них балет «Маргарита и Арман» (версия «Дамы с камелиями») на музыку Листа. В день премьеры он принес Марго маленькое дерево белых камелий. Она восприняла его как символ их отношений. Они протанцевали – словно пропели – эту красивую легенду о любви как свою историю. В щемящей душу невозможности благополучного исхода была и их судьба.
Кто знает, у них, возможно, и был бы «хэппи энд», если бы в 1964 году в Панаме муж Марго – Роберто Ариас – не стал жертвой покушения. Чудом остался жив, но оказался навсегда прикованным к инвалидной коляске. А Марго – человек долга…
Наконец наступил день, когда Марго Фонтейн в последний раз вышла на сцену. В конце семидесятых она уехала с Ариасом в Панаму, поселилась на небольшом ранчо на берегу океана, полностью окунувшись в заботы о муже.
Без нее все вокруг как бы потеряло блеск. Он тяжело переживал разлуку, замкнулся, находил утешение в одиночестве. Когда она заболела, часто звонил ей. За месяц до смерти навестил в госпитале и был потрясен ее страданиями. Узнав о кончине Марго, потерял самообладание, громко рыдал и повторял: «Я должен был на ней жениться! Она была единственным человеком, который что-то значил для меня!». На похороны не поехал – пусть останется в памяти живой. Он укрылся на своем острове Сен-Бартельми в Карибском море. Плакал, смотрел на волны, играл Баха…
За окном казанские сумерки сгустились до черноты. Заканчивался день рождения Марго. Последний, который он прожил без нее. Всего через семь месяцев в Париже остановится и его сердце. Но пока он полон неистового желания жить, работать, творить. До последнего вздоха. Его не остановят все более жестокие атаки болезни. Впереди – прощальный триумф в «Гранд-опера» после блестящей премьеры его «Баядерки».
…Утром горничная, войдя в номер, застыла в растерянности: на столе свободно рассыпался огромный букет темно-красных роз. Они слегка увяли, но все равно были прекрасны.