Прочитал несколько сборников пьес. Это, кстати, помимо того, что интересно, ещё и удобно. Когда времени не очень много, то пьеса эта целая законченная история, которую можно прочитать целиком менее чем за час. Традиционно я считаю, что лучшая пьеса эта та, которую читаешь и хочешь видеть на сцене. Поэтому несколько слов о том, что я с удовольствием бы и посмотрел.
Кэрил Черчил. Top Girls.
Интересно, в первую очередь, с точки зрения формы. Там текст написан так, что постоянно несколько человек говорят одновременно. Так что любопытно было бы взглянуть на воплощение.
Мартин Макдонах. Калека с острова Инишмаан.
Про этот спектакль я уже писал http://a-yurtaev.livejournal.com/146592.h
Дэвид Харроуэр. Ножи в курицах.
Знаете, бывают такие пьесы, где герои говорят и делают хер пойми что. Не в смысле, что глупости, а в смысле, что реально это невозможно понять. И речь не о театре абсурда, а о том, что автор вместо того, чтобы рассказать историю, пихает в текст свои псевдофилософские заключения, которые превращают пьесу в натуральный бред, пусть и замаскированный под что-то высокоинтеллектуальное. Вот "Ножи в курицах" поначалу чем-то таким и кажутся. Но потом вдруг начинаешь понимать. Там речь идёт о языке, как о способе познания окружающего мира. Получается такая постмодернистская штучка. Но боюсь, что только при чтении я добрался до финала и что-то раскусил. Находясь в зрительном зале, подозреваю, что ёрзал бы и думал, когда же всё закончится. Хотя как поставить, конечно.
Джо Пенхолл. Синий апельсин.
А вот это надо смотреть на языке оригинала. Там один из главных героев — негр, который судя по переводу говорит на этом непонятном негритянском английском. При этом негр — пациент психбольницы, вокруг которого два белых врача пытаются справиться с болезнью, бюрократией, рамками толерантности и друг с другом. Подозреваю, что для Англии просто остросоциальная и актуальнейшая пьеса.
Филипп Ридли. Брокенвиль (Разрушенск).
Это такой театр в театре. И в процессе волей-неволей начинаешь думать, а как бы ты сам играл и импровизировал, находясь в той же ситуации, что и герои.
Марк Равенхилл. Продукт.
О! Вот это вообще классная вещь! Это моноспектакль с рамочной композицией. Продюсер пересказывает в лицах актрисе сценарий фильма, в котором предлагает ей сниматься. Во-первых, это прикольно, вот так взять и самому быстренько сыграть все роли, а во-вторых, там сюжет про то, как англичанка влюбляется в исламского террориста.
Дэвид Грэйг. Американский пилот.
С одной стороны, ничего особенного, но с другой — совершенно ненапряжный и, может быть, даже комедийный сюжет об американском пилоте, разбившемся где-то посреди маленькой воинственной страны третьего мира.
Олег Богаев. Башмачкин.
Продолжение гоголевской "Шинели", где помимо Башмачкина умирает ещё куча народа, настоящая фантасмагория. Неудивительно, что в Екатеринбурге я видел этот спектакль в театре кукол. Только самого Башмачкина играл Олег Ягодин, все остальные персонажи — куклы.
Клим. Парадоксы преступления.
История про то, как если бы преступление Раскольникова рассматривал бы персонаж детективов Гилберта Честертона. Подозреваю, что на сцене это лучше, чем в тексте. Потому что мало того, что приходится продираться сквозь своеобразное авторское построение текста, так ещё и через откровенные проблемы с орфографией, обусловленные, видимо, отсутствием у сборника корректора.
Олег Шишикин. Анна Каренина 2.
Анна Каренина выжила, правда сильно покалечена. В предисловии автор прямым текстом говорит, что его здесь больше интересует влияние развития техники на мораль и внутренний мир человека. Тема очень интересная сама по себе, но на материале Толстого, не знаю, насколько логично об этом рассуждать. Ощущение, что, в первую очередь, зрителей интересуют дальнейшие судьбы персонажей, а не эти философские моменты.
Станислав Вальковский. Корова.
Смешная штука про современную культуру и искусство с рефреном "Постмодернизм, бля. — Постструктурализм, нахуй".
Тая Сапурина. Муха.
Русская народная бытовуха, которая всегда вроде бы понятно, к чему приведёт в конце, но всё-таки иногда ещё умудряется тебя снова поразить.
Тая Сапурина. Банка сахара или сказка о стране розового перца.
Интересная ситуация про парня-затворника, который никуда не выходит из своей квартиры. Мне правда немного не хватило сюжета. Я бы хотел развития этой истории чуть дальше)
Валергий Шергин. Концлагеристы.
Антиутопия. Антиутопия! Про тоталитарный режим в Удмуртии. Смешно уже само по себе, по-моему)
Ярослава Пулинович. Как я стал…
Вроде бы о любви, но о том, как вроде бы порядочный человек стал… Кем? Даже и не подобрать слова ни самому автору, ни герою. Breaking bad, короче.
А заодно там смешно про театр:
А р и н а. Вы драматург?
С а ш а. Да, я, пожалуй, немного драматург.
А р и н а. Да что вы говорите! А вас где-то ставят?
С а ш а. Пока мое творчество наши театры еще не оценили.
А р и н а. Вот я и говорю — суки, мудачье позорное! Ставят чернуху, блядь, один мат на сцене — типа правду жизни показывают. А вы, Саша, о чем пишете?
С а ш а. О любви, о смерти, о страданиях человека. Но больше, конечно, о любви.
А р и н а. Да? А я всю жизнь говорила режиссерам — надо ставить о любви, господа. О любви. Не о хуете всякой, а о любви!
Николай Коляда. Баба Шанель.
Спектакли по этой пьесе идут во множестве театров по всей стране, а теперь даже и в Польше. У Коляды вообще здорово получается ставить и писать о "русском народном говне". Ну вот и "Баба Шанель" совершенно в духе "Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!"
Мартин Макдонах. Лейтенант с острова Инишмор.
Макдонах это свой отдельный маленький уголок Ирландии с кровью, матом и жесточайшим чёрным юмором. Интересно ещё и то, что персонажи одной пьесы пусть и не появляются в другой, но упоминаются, обсуждаются и сразу этим задают систему координат художественной вселенной, расширяя её, пусть и не выходя за рамки, например, одной ирландской деревушки.
Я бы выделил "Лейтенанта", потому что он как квинтэссенция этой макдонахщины, которая отчётливо показывает, откуда потом взялись "Семь психопатов". Я постараюсь сходить в Московский ТЮЗ, где идёт спектакль. Во-первых, хочется посмотреть, а во-вторых, в этом есть какой-то особый шик, что ТЮЗ ставит спектакль, в котором льются реки крови.
Мартин Макдонах. Человек-подушка.
Но Макдонах умеет писать не только про Ирландию. Мрачная история про то, из чего рождается творчество и как оно может повлиять на окружающий мир.