Написано много и будет еще больше. Не хочется рецензировать. Хочется чувствовать. По этой причине не осталась на онлайн-общение с автором фильма. С юности не выносила вот это искусствоведческое «а что же у нас хотел сказать художник?». Что захотел, то и сказал. Важно, что ты взял для себя. Поэтому все, что ниже — субъективная эмоция а не оценка, сквозь призму эмпирического опыта и совести. Мысли вслух.
Импрессионизм. Читая рецензии неоднократно натыкалась на упреки в отсутствии драматургии, действия. Думаю, дело в том, что это не фильм. Это картина. Настоящая, живая художественная картина в жанре импрессионизма. Здесь не нужно искать главных и второстепенных героев, это не герои, а мазки. Мазки краски. Реплики — оттенки. И замысел видишь не в лоб, а лишь отойдя, после титров. Согласна с теми, кто видит в картине эпоху. Монументальное полотно. Только не прошлого, а настоящего. » Довлатов» — картина про сегодня и завтра, а не вчера. А сам Сергей Донатович в картине — не столько человек, сколько символ задыхающегося человека, не умеющего врать.
Картина безусловно, с точки зрения моего сердца, произведение искусства. И появится она могла только в наше время. Поскольку создана про наше с вами «сейчас». Это сейчас нас ждут страшные застойные годы. Уже этой весной заигрывания кончатся и начнется грабеж, тотальный контроль и точечные репрессии. Как миниумум… По-другому никто не умеет и не хочет. Поскольку по-другому — труднее и беднее. Все настойчивее будет требоваться в приказном «позитив». И все отчетливее — страх. Он уже давно струится по венам как наркотик, только пока вены не синие. Но скоро будут.
Мое поколение безхребетное. Поколение «бахыр», ни туда, ни сюда. Не вижу ни в себе, ни в других сверстниках способности и мужества дать отпор воинствующей глупости, наглости, стяжательству, хамству, кумовству и пандемическому пофигизму. Единицы — да, барахтаются. Большинство пишет «стихи про нефтяников». Честно говоря, вглядываюсь в поколение нулевых с надеждой. Они другие. В их эстетике много мата, эпатажа, смелости и свободы. В их днк страх не встроен, но, возможно, только пока.
В подлинном художественном произведении искусства каждый видит наболевшее. Скорее всего те, кто посмотрел «Довлатова» почувствовали его иначе. Мне же больнее всего дался эпизод с мертвыми детьми в строящемся метро и фраза «нужно мужество, чтобы быть никем и оставаться собой».
Сейчас именно такое нехорошее время — остаться самим собой, не изменять себе и не врать возможно только вне общепринятой социальной иерархической вертикали. И удавка на шее все туже. Но внутренней эмиграции (Ш.Валеев) нет. Есть чувство, что пора что-то менять.