Музей современного искусства в Уфе (MAMU) должен стать местом культурной коммуникации, собирающим и презентующим образы, созданные художниками (восточного региона) России, раскрывающие и преобразующие опыт прошлого в материю настоящего и сообщающие нам идеи будущего. Объекты искусства идентифицируют и фиксируют Смыслы и Формы существования каждого индивидуума, отдельной общности, народа, страны и обеспечивают «вживление» данной культурной традиции в общечеловеческий культурный контекст.MAMU, как «коммуникационная труба» осуществляет связь между художником и зрителем, национальной, этнической и глобальной культурой, становится центром притяжения, магнитом, удерживающим вечно ускользающую красоту, пренебрегающую границами времени и пространства. Но этот центр должен быть не конечной точкой, тупиком, а местом пересечения, коммуникаций, обмена и диалога, разнонаправленным сгустком, возникающим, порой, из совершенно противоположных идей и сущностей.
Зачастую «современное движение» жестко рвет связи во времени, опираясь лишь на интеллект и чувственность индивида. Также непримиримо нередко выступает и «традиционная культура», как бы неся прошлое сквозь поток времени, озаботясь лишь идеей сохранения. Мы уверены, что обе эти идеи обречены на поражение. Отказ от диалога, размена, уступки, внедрения, закрывает дорогу к возможности изменения, преобразования, перерождения, «опространстливания времени» и «осовременивания пространства».
Основной идеей проекта стало Взаимодействие различных, зачастую противоположных движений, идей, культур, смыслов и форм. Горизонталь и вертикаль, модернизм и необарокко, современная будущность и «культурная память», река и гора, власть и искусство, светлое и темное, жесткое и мягкое, Запад и Восток — все это объединилось, начало беседу, обменялось формами и смыслами, подверглось влиянию, определило границы, презентовало себя, тем самым создавая фон для «другого», рождая новые неожиданные связки, невозможные в отсутствие «иного».
Толчком для создания объемно пространственной композиции стало само место строительства . Горизонталь реки Белой и вертикаль холма (возвышенности склона) организовали эту центральную идею взаимопроникновения. Река — горизонталь, символизирующая текучесть, изменчивость времени, движения — изменяемое Настоящее. Гора — это точка постоянства, опоры, культуры и памяти.
Идея «реки/времени» сформировалась в горизонтальный белый объем, где «белый» — это и название реки, и идея чистого листа, начала искусства, объема, укорененного на востоке и парящего к западу.
Гора/основание стала опорой, (конструктивной, смысловой и визуальной) для парящего/Невероятного/белого параллелепипеда. Проходя сквозь него, форма не теряет себя, лишь вырезает в нем световые колодцы, вздымается, разворачивается, изгибается, стремясь вверх, нависая над всем окружением горизонталью ресторана с великолепными видами, отвернув «голову» на восток. Таким образом, нависания белого объема и стремление его назапад и темного объема на восток, организует центр всей композиции. «Живая форма», отделанная металлом теплого оттенка, одновременно отражает все вокруг, вбирает в себя всю материальность места, в противопоставлении «холодному» горизонтальному объему.
Это противостояние, где, незыблемому, постоянному, придана сложная текучая форма, а изменяющемуся, временному — жесткая, геометрическая, наиболее наглядно характеризует нашу идею взаимодействия, внедрения, обмена и смешения смыслов. Металлический объем сложной формы символизирует «Дух места», некоего хранителя, укорененность, и отсылает нас к великолепным образам мифических, золотых оленей (найденных в «Большом Филлиповском кургане»). В этой форме несложно разглядеть некое существо, с которым сращивается новый и старый ландшафт, обнимая его террасами и площадками, образуя с формой и планом здания законченные графические и иногда мистические композиции, иногда цветные игровые.
Вырастая по вертикали, объем то рассыпается, то собирается вновь, разворачивается, заканчивая свое вертикальное спиралевидное движение горизонталью — «головой».
Белый объем работает совместно созданием дома правительства и ортогональной структурой города, «встраивая» содержащееся в нем искусство в повседневность жизни, в то время, как «темная форма» ограняет и хранит интуицию и смыслы процесса, противостоя временнОму непостоянству.
Это единство различностей «разлито» и спрятано по всему проекту, когда одна форма передает свои свойства своему антагонисту /оппоненту, тот накладывает на него свои инструменты и смыслы, и присваивает его.
В этих местах и возникают места силы, пространства взаимодействий, рождение нового, то есть Иного, несуществующего
ДО….Архитекторы: Левон Айрапетов, Валерия Преображенская, Диана Грекова, Юлия Головенкова, Дмитрий Смирнов, Анастасия Петрова