Анализ всего происходящего вокруг гражданского права может привести к опрометчивым предположениям если не о «распаде» гражданского права, то о его серьезном кризисе. Но на наш взгляд, мы являемся свидетелями тенденции противоположного характера – именно сейчас, в наше время, начался новый этап в истории гражданского права – новое его возвышение, утверждение его исконных начал и ценностей.
В современной цивилистике, как представляется, соединились две фундаментальные линии происходящего в настоящее время правового развития, выражающие, с одной стороны, ценности частного права, а с другой – начала естественного права в современном его значении (право человека). Это свидетельствует о вхождении в жизнь современного общества гражданского права на его новой качественной ступени развития – гражданского права XXI века, гармонично сочетающего частные и публичные интересы, позволяющего своевременно и достаточно эффективно разрешать возникающие коллизии.
Новая ступень развития гражданского права как наднационального явления подтверждает необходимость существенной модернизации, обновления и реформирования и российского гражданского законодательства.
Во-первых, мировой финансово-экономический кризис 2008 года наглядно продемонстрировал экономическую, политическую и правовую уязвимость абсолютно всего мирового сообщества. Влияние кризиса оказалось настолько сильным, что под угрозой оказалась стабильность функционирования большинства государств. Россия и Европейский Союз не стали здесь исключением. Кризис указал на острую необходимость значительного повышения качества национального законодательства, обеспечения его способности отвечать современным вызовам, повышения эффективности и качества государственного регулирования общественными процессами, в том числе и гражданско-правовыми отношениями.
Кроме того, в силу существующих различий в методах и формах правового регулирования все государства столкнулись с проблемой преодоления многочисленных правовых барьеров на пути стабилизации кризисной ситуации. В результате, неспособность оперативно выработать эффективную единую линию поведения привела к большему количеству издержек и резкому снижению темпов роста мирового ВВП. Таким образом, был брошен серьезный вызов существующим правовым и экономических механизмам управления общественными отношениями, и, в частности, гражданскому законодательству, лежащему в основе регулирования товарно-денежных отношений. Все государства были вынуждены отреагировать на этот вызов соответствующими согласованными реформами и корректированием своего национального законодательства.
Современная экономика – это глобализированная экономика, и России является ее неотъемлемой частью. Вследствие этого, неудивительно, что одним из шагов на пути стабилизации кризисной ситуации стало укрепление партнерских отношений России с Европейским Союзом, со всем мировым сообществом. А это неуклонно предполагает более высокую степень интеграции национального гражданского законодательства в международное правовое пространство.
Во-вторых, действующее отечественное гражданское законодательство, в основе которого лежит Гражданский кодекс (ГК), разрабатывалось еще в середине 90-х годов. В 1995г. вступила в силу первая часть ГК, в 1996г. – вторая. С момента начала действия третьей части ГК прошло уже более 9 лет. И лишь четвертая часть ГК разрабатывалась относительно недавно и вступила в силу только в 2008 году. Необходимо заметить, что на момент создания основного правового массива, содержащего основы гражданского законодательства, Россия еще не имела ни опыта регулирования рыночной экономики, ни самой рыночной экономики. Сейчас Россия приобрела этот опыт. Вследствие этого важно, чтобы отечественное законодательство отражало новые реалии и соответствовало им. Современные потребности государства, бизнеса и потребителя должны находить адекватное отражение в действующем праве. Гражданское право России должно отвечать требованиям времени, вследствие чего оно нуждается в постоянном пересмотре, изменении, совершенствовании. А при переходе на качественно новый уровень общественных отношений государства, бизнеса и потребителей, право нуждается в кардинальной модернизации. При этом важно не увлечься соблазном переустройства всего и вся, а суметь сохранить все те достижения, которые выдержали испытание временем, были подтверждены практикой применения и оправдали себя. Сейчас речь идет о том, чтобы сохранить все то, что уже прошло испытание временем, учесть накопленный опыт, обеспечить стабильность и преемственность гражданского законодательства в новых условиях.
В-третьих, обусловленная новыми требованиями общественных отношений модернизация российского гражданского законодательства приобретает особую значимость в контексте вышеупомянутой финансово-экономической нестабильности, обострения кризисных явлений в экономике. Действующий гражданский кодекс России, как представляется, все еще не способен в полной мере реагировать и на новые возрастающие требования рыночной экономики, и на новые кризисные явления. И тем более, он пока не может выполнять профилактические функции для предотвращения возникающих и потенциальных рисков, стабилизировать экономические процессы посредством правовых механизмов.
Как подтверждает практика применения гражданского законодательства, существуют проблемы во многих институтах гражданского права. К примеру, приватизация жилого фонда привела к появлению громадного количества собственников, которые не знают, что делать с этой собственностью. Возникла совершенно беспрецедентная ситуация, когда в одной квартире одна комната в собственности, другая – в соцнайме, третья – в аренде и так далее. Более того, получилось очень глубокое социальное расслоение: в одном многоквартирном доме одни граждане страдают от перенасыщения, а другие не знают, чем накормить детей. И как в таких условиях можно обеспечить эффективное управление силами, например ТСЖ? Наверное, будет правильным, если модернизируемое гражданское право управление многоквартирными домами оставит в ведении только государственных структур.
При модернизации гражданского законодательства представляется необходимым обратить внимание на следующее:
• использование в гражданском законодательстве Российской Федерации новейшего позитивного опыта модернизации гражданских кодексов ряда европейских стран. Отечественные академические и законотворческие группы должны обратить особое внимание на богатый многолетний опыт гармонизации и унификации, в частности, договорного права Европейского Союза.
• создание общего гармонизированного правового пространства, в котором российский и зарубежный бизнес, а также граждане обладали бы одинаковым правовым статусом и могли защищать совокупность своих прав и законных интересов вне зависимости от места своего расположения или нахождения;
• сближение положений Гражданского кодекса Российской Федерации с правилами регулирования соответствующих отношений в праве Европейского Союза;
• поддержание единообразия регулирования гражданско-правовых отношений в государствах-участниках Содружества Независимых Государств;
• дальнейшее развитие основных принципов гражданского законодательства Российской Федерации, соответствующих новому уровню развития рыночных отношений, их последовательная реализация в законотворческой и правоприменительной деятельности;
• отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации опыта его применения и толкования судом;
• обеспечение стабильности и преемственности гражданского законодательства Российской Федерации.
Очевидно, что российское гражданское право должно быть готово к более активной и глубокой интеграции в правовые реалии нашего времени. Осуществление на практике процесса модернизации предполагает теоретическое осмысление происходящих процессов, совершенствование законотворческой деятельности и практики правоприменения. Только в этом случае гражданское право России окажется способным выполнить свое предназначение.