Поковырялся в своем национализме и прочих самоидентификациях, комплексах, обидах и прочих тараканах, начал выявлять и классифицировать слова, которые меня задевают, забавляют, бесят, смешат, царапают и т.д. Имеют окрас. Но не являются лексикой ненависти («чурка»). Скорее, растерянности. Результатом многолетнего отстутствия науки этнологии в обиходе. Подменой ее описательной этнографией.
Маркеры неравенства или, скорее, слова-позиции.
Вдохновила Кристина А., которая пояснила что в машинки могут играть не только мальчики в каком-то камменте к нейтральному посту про куда девать игрушки.
— восточный. Обобщение «восточный человек». Восточная лавка. Восток загадочный. «Вы же восточный человек, поговорите с ним, Шамиль. Какой я Вам восточный человек, Уфа на 5000 км западнее Иркутска!» восточный человек — хотя непонятно, восточнее какого меридиана надо находиться (точнее, родиться) — это и кавказец, и житель Средней Азии, и житель Юго-Восточной Азии. Восточные люди, самое странное, в коммерческих целях, сами себя охотно так называют. То есть человек может быть восточнее самого себя.
— Вязь. Такой восторг «арабесками», который пришел в европейский мейнстрим, Баядерка, перевод «1000 и одной ночи», ловцы жемчуга. И в русской литературе и речи арабская графика (характерная для тюркских языков до 1920 г.) ассоциировалась с вязанием кружев, узелков, макраме. И стало словесным штампом. Вязь не бывает не арабской. Иногда бывает коновязь. Причем другие системы графики — «Радж сидел нанизывал свои девангари как кардамон и розмарин на сушку», «мальчик вывешивал иероглифы на невидимую леску», «пономарь рубил правду-матку червлёным полууставом» — не родились метафорически.
И теперь любой, кто пишет слева направо арабские буквы — вяжет что-то изящное, вычурное, немного приторное, наверняка рубаи для наложницы в шальварах. А совсем не годовой отчет. Не диагноз, не счет в ресторане. Арабы редко вяжут. У них жарко и шаль с шерстяными носками бывает нужна редко, но бывает. А сеть рыбацкую можно выменять на специи. И, разумеется, благовония. И тот, кто пишет вязью — тот араб. А тот, кто употребляет римские цифры — обязательно патриций.
— национал. Националочка. Так нежно называют лиц тюркских национальностей европеоиды, проживающие в субъектах РФ ПФО. Как правило в третьем лице при передаче описания харктерной, выраженной тюрко-монгольской внешности (наличие большого скулового диаметра в сочетании с эпикантусом) . Сказать «татарка или башкирка» не у всех язык поворачивается (нас и вправду без доп уточнений трудно различить), слово-обобщение «тюркский» не очень в ходу и не очень понятно. Ну и можно обладать «национальной» внешностью и быть скуластым финноугром, бурятом (монголом) с выраженным эпикантусом на глазу. Кстати, чуваши — тюркский народ. А вот таджики — нет. Они — персы, иранцы.
В ответ хочется назвать «ну он такой, интернационал», но нет, поскольку в одном шаге от «безродного космополитизма» или попытки поисследовать без спросу родословную человека.
-Башкирин. Правильно — башкир. Им (и моей 1/8-й — не нравится. Татарин — пожалуйста. Я в любви авторитарин. Башкир — за межнациональный мир. Нужно тщательней, поскольку все, что близко к самоидентификации — весьма чувствительно. «Башкорт» — самоназвание. И когда небашкир называет кого-то «ну он такой башкорт», подчеркивает, что для описываемого этнос имеет особое значение.
Юмору и взаимопониманию в комментах — да, ненависти и глупости — нет.