Я не гордый, я и дома посижу.
Коротенько. Суть дела.
Так уж случилось у нас в Башкирии, что Президенту нашему Хамитову Р.З. вдруг стало не наплевать на качество дорог. Не знаю, что на него напало, но всё-таки. Соответственно, и всем на это дело стало вдруг не наплевать, и все от мэров до блогеров озаботились этой проблемой.
Поскольку блогера хлебом не корми, а дай поумничать, я тут же написал статью "Президент позвал в дорогу", в которой рассказал о том, как варится асфальт и почему у нас никогда не получиться сделать нормальное дорожное полотно.
Мог бы пруф оставить, но решил часть статьи выложить здесь, не утомляя читателя тыканьем ссылок.
Асфальт- дело тонкое. Нежное. И сверхприбыльное.
Процесс его производства -это наука.
Знаете почему папуасы не строят небоскребы? Не могут. Не умеют. Нет технологий.
И так…
Платит ли кто-нибудь? Нет. Официально во всяком случае. Почему? А в смете не заложено? А Кто платит? Налогоплательщик. Даже Дагестанские "Камазы" с фруктами, за перегруз отстёгивают на каждом КП, а эти нет. Белая кость. Элита. Ежегодно эти веселые парни ломают дорог на сумму примерно равную сумме выделяемой на ремонт. Эта сумма им и идёт. Клёво? Все так и делают, берут "китайцев" в лизинг, ставят на рейс, грузят по самые жабры. Машина окупается мгновенно. Главное знай куда занести и с кем поделиться. Раньше для них специальные дороги строили, подъездные пути. А сейчас? Катись, друг дорогой. Нет на тебя управы.
А Президент? А что Президент. Он тоже человек. Ему приносят, он анализирует. Много чего он не знает и знать не должен, много чего он знает, того чего нам неизвестно… Сейчас его крутят на "Посты весового контроля", как раз те самые люди, которые на этом живут безбедно и саботируют лет 15 эту тему. Да где там 15… в 1995 году начали активно махать руками. Смешные они тогда были. Бедные. Никаких черных джипов и в помине не было. Но чуяли, что правильной дорожкой идут. Молодцы. Склепали таки схему по которой Башкортостан в год, собирает с большегрузов на *00 000 000 рублей меньше, чем Татария.
Так вот. Сейчас у нас есть новая игрушка. Лаборатория.
Фото: nehludoff
Не сказать, что у нас их не было. Были, полно было, да только разбомбили их всех за ненадобностью. Ну скажите кто будет финансировать что-то, что может вдруг запретить тебе же получать сверхприбыль?
Понятно, что на уровне Президента приняли решение вывести лабораторию из под контроля самих воришек. И что? Думаете поможет? Наверное. Хочется надеяться.
Суперприбыли могут превратиться в сверхприбыли. Беспредел перейдет в фазу управляемого беспредела. Давно пора.
В идеальной картине лаборатория должна работать рука об руку с дорожниками. На каждом этапе нужно подсказывать как варить этот суп, чего добавить, чего убрать.
Пока же, насколько я понял из отчета блогеров побывавших на мероприятии, лаборатория может только вынести вердикт "Мы все измерили, и ответственно заявляем:"Этот дом кривой и скоро рухнет".
Думаю, что уже и это хорошо. Хоть что-то.
Вы меня спросите: "Ну что, Владимир, наконец-то у нас будут нормальные дороги? "
"Нет" -отвечу.- "С какого перепугу-то?"
Повторю. Папуасы не строя небоскрёбы.
Никто не собирается перестраивать технологию укладки. Даже в планах нет.
Вы видели как велось уширение дороги на участке "Центральный рынок"? Выкопали канаву. Без водоотвода и дренажной системы. Засыпали туда переувлажненный ПГС, и завалили щебнем. Будет держаться? Нет. Все работы были выполнены без обеспечения требуемой технологии. Не буду вас утомлять такими словами как дренирующие слои, послойная укладка, расклинцовка. Скажу только одно. Так асфальт не кладется. И никакая лаборатория не сможет определить, что все сделано через одно место.
Или взять другой пример. "Свежереконструированный" за огромные деньги участок федеральной М5 от путепровода "Цветы башкирии" в сторону Дёмы — та же самая беда. К одной беде (колейности), прибавилась другая — промоины и оползание земполотна. Никакой плакировки, похоже, нет (не от слова "плакать", конечно, хотя впору)"
Не совсем понятно какие полномочия у новой игрушки.
Начнут ли работать вложенные в лабораторию 25 миллионов? Не знаю. Знаю только, наверняка, среднего варианта не будет. Одно из двух: или она превратиться в никчемную пустышку, подконтрольную строителям, или в репрессивный аппарат с "президентской" крышей и безграничными возможностями устранения конкурентов. Надо ли говорить, что соблазн откусить часть дорожного пирога парни не упустят. Не те люди там собрались и не те деньги там крутятся, чтобы так просто от них отказаться.
Вы спросите меня: "Почему так пессимистично настроен?" Я отвечу.: "Оглянитесь по сторонам. Что приключилось со всеми другими благими намерениями?"
Кто сломал прошлую игрушку? Взять хотя бы посты весового контроля. Тоже ведь на контроле Президента. И что с того?
Воруют, нагло и не прикрыто. Не верите? Зайдите на сайты дальнобойщиков и перевозчиков. Нужны пруфы? Их не будет. Ищите сами.
Вы никогда не задумывались почему в службе весового контроля числятся 140 человек, а выдачей разрешений на провоз занимаются всего пятеро? Чем сложнее оформление, тем полновеснее ручеёк черного нала. Все просто.
Не задумывались, зачем такие драконовские запретительные меры, зачем они выезжают на дороги и выборочно устраивают показательные порки, зачем блокируют дороги и терроризируют перевозчиков? К чему такой заоблачный ценник на провоз негабаритного груза? Да все за тем же.
Запуганный перевозчик охотнее расстается с деньгами.
Опять "хотели как лучше…"
И кто в этом виноват? Президент? Да побойтесь бога, никто. Это обыкновенная раковая опухоль. Она будет сражаться до последнего. Никто просто так не отпрыгнет от кормушки. Выстроена четкая система. Все винтики огромного пылесоса. На кону 16 МИЛЛИАРДОВ. Вы не видели случайно как следом за кортежем президента движется другая колонна из черных джипов. Это бедные дорожники едут, гадают кого турнут, кого оставят.
Я позвонил недавно серьёзному дяде из "БашкирАвтодора" он хоть и бывший, но руку держит на пульсе.
Спрашиваю: "А выход то есть, долго будут водить за нос президента? Может какой-нибудь "круглый стол" собрать? Мозговой штурм сделать. Задать на нем резонные вопросы? Почему у нас не работают импортные технологии?
Почему недавно построенные заводы гонят такой же брак, как и невинно убиенные старые?
Почему никакие вливания и автоматизация процессов не приводят к желаемым результатам?
Почему … … … ? Кто виноват?"
И знаете что он мне ответил?
-А кто сядет за этот стол? Придут туда те же люди, которые это все и натворили, да плюс на табуреточке притулится кто-нибудь из Теляшевских со своими присадками. Нет у нас других людей. Все прокаженные, все из системы, а если и был кто, так дустом его заморили еще в "лихие времена". А новые не растут. Почвы нет. Такие дела.
Будем надеяться что получится все у Президента и новая Дорожно -строительная лаборатория будет в помощь.
Дай бог, дай бог…
Не строят папуасы небоскрёбы.ой не строят…