Пролог
Народ начал сливаться ещё задолго до начала похода. Однако, мысли были: это ж Велоуфа, это нормально. У кого-то болеют любимые хомячки, кого-то не отпускают с работы, кто-то уже третий день борется с коварным недугом. Благодаря этому, окончательный состав был сформирован за несколько дней до отправления поезда. Нас было шесть человек и одна девушка. По-умолчанию, это означало настоящую суровую тропёжку изо дня в день, неимоверно тяжёлые рюкзаки и длинные дежурства по ночам. Однако, судьба распорядилась иначе.
Уже в поезде стало понятно, что все, за исключением Рыбникова любят поесть, а поспать любят вообще все. Это, как мне кажется, и определило исход мероприятия.
Выйдя из поезда на станции Абакан, настрой на прохождение маршрута окончательно растоптала погода. Она стояла пасмурная, однако снега в городе не было. Как будто в этом, отдельно взятом регионе в данный момент была ранняя весна. Как нам сказали: вчера в Хакасии прошёл дождь. Мы, конечно же, надеялись, что в горах он обернулся снегом. Но, как позже выяснилось, там фронт вообще не проходил.
1 день
Высадившись на перевале Саянский мы пошли на запад по хребту Сайлыг-Хем-Тайга. В этот день я решил попробовать камус. Надо сказать, что ранее никогда не пользовался этим хитрым изобретением. И, в первой половине того дня он вызывал во мне исключительно положительные эмоции. В то время, как все остальные забирались на возвышенности, то выписывая меандры, то вовсе снимая лыжи, мне удавалось это делать ни капли не напрягаясь, что называется «в лоб». Я мог безнаказанно фотографировать окружающую природу и людей во всех возможных ракурсах.
Группа в тот день (впрочем, как и во все последующие дни) шла медленно, но всё же шла. Шла сопротивляясь сильному встречному ветру и холоду. Под вечер шквалы достигали такой силы, что значительно тормозили передвижение, а вкупе с морозным воздухом представляли собой серьёзную угрозу. Позже выяснилось, что в тот день поморозили лица как минимум трое (и я в том числе). Лица, это кстати не всё, что ощутимо подмерзало — мужчинам было особенно тяжело в тот день. Однако, некоторые носили термобельё Zalilov Fidel (слоган: «У-у-у, жара!!!») и это помогало!
На хребте с подветренной стороны был жёсткий наст, а со всех остальных сторон наст перемежался с глубоким снегом. Были и открытые места, по которым на лыжах ходить — только скользяк портить. В общем, решено было (в основном из-за ветра, но так же и из-за отсутствия дров наверху) сваливать с хребта и идти по рекам. Как выяснилось позже, это было роковой ошибкой.
О том, что группа сваливает в долину ручья, питающего озеро Улуг-Мунгашхоль, я узнал, когда спускался с горы Сюр-Даба, на которую решил сбегать, пока отстающая часть группы боролась с ветром далеко позади. В тот вечер мы впервые распаковали ремнабор, и до конца похода его уже не закрывали. Видимо, духи решили наказать нас за излишнюю дерзкость: «С первого дня, да по верхам? Ну-ну…»
Около полутора часов искали по всему прошедшему за первый день маршруту лягушку от крепления нашего командира. Оставшись с носом, командир решил выточить лягушку из дерева. Эпоксидка, кедр, саморезы, корпус от батарейки и оставшийся кевлар — на утро крепление было готово и прослужило верой и правдой до самого конца похода.
При спуске в долину ваш покорный слуга обнаружил, что на спуске камус «не рулит», хотя в теории торможение на спусках должно помогать спускаться без совершенно ненужных падений, сопутствующих всяческие зарывания в снег и кувыркания. На деле же оказалось, что крепление хитроумного устройства народов севера цепляется не только за носок лыжи, но так же и за каждый заструг на склоне, траву и кусты. Это были самые долгие 15 минут спуска за последние пару лет. Падениям кверху пятой точкой так же способствовала весьма жёсткая конструкция лыж «Бескид», которые я начал осваивать накануне поездки. Надо сказать, что под конец похода упёртые бескиды удалось приручить, но в тот вечер данные лыжи казались мне самым тупым изобретением Кировского лыжного комбината. Очень тогда хотелось их привинтить саморезами к ногам проектировщика на всю его оставшуюся долгую и мучительную жизнь.
По завершении спуска стало понятно, что на склоне были ещё цветочки. При дальнейшем передвижении на лыжах, ноги то шли, то внезапно проваливались по самые помидоры… Благо это продлилось не долго — шатёр поставили не пройдя и ста метров.
Ночной тест печки и шатра показал, что даже всемером, в такой огромной «юрте» находиться очень жарко — печка высший пилотаж, а кедровые дрова делают прибывание рядом с ней невыносимой пыткой. Как позже выяснилось: печка настолько всеядна, что безо всяких выкрутасов способна «кушать» даже полусырую лиственницу и при этом достаточно хорошо обогревать пространство шатра (практически каждую ночь находился кто-нибудь, кто предпочитал спать в одном исподнем).
2 день
Из шатра выползли ещё затемно, но уже к выходу на маршрут небо стало светлым, хотя Солнце ещё долго не показывало нам свои лучики — путь им перекрывали горы, исполинами возвышающиеся по краям долины.
Глубокая тропёжка продолжалась недолго — совсем скоро начался этап борьбы с кустами. Камус не хотел меня пускать вперёд и надоедливо цеплял за все ветки, спрятавшиеся под снегом. Но, героически выстояв в этой неравной битве с лыжами, решил в этот день камус не снимать. Примерно через час-полтора, догоняя тропящего Олега, слышу где-то сзади крик отчаянья, исходящий безо всякого сомнения от Юры.
— Что случилось?!
— Сломал лыжу…
Перелезая через поваленное дерево, товарищ не удачно навалился на старенький Бескид и тот сложился почти пополам. Вот дела…
На подмогу незамедлительно пришёл Безруков: «Так, вы двое — свалите какое-нибудь дерево. Мне нужен топор, саморезы и отвёртка. Юра, разводи костёр, Рыбников — иди навстречу Нельке и Тимуру. Что-то долго их нет.» — распорядился нащальника. Всё как в учебнике. Все при деле, никто в носу не ковыряет. Ну, оно и правильно. Развлекаться так всем вместе.
Пока Андрей чинил Юрину лыжу, решил что-нибудь сделать с зарывающимися носами своих бескидов. Решение пришло незамедлительно: прикрути да бруска к задникам — посоветовал Безруков. Недолго думая, взял саморезы и приделал к лыжам два полена. Эффект есть, но они цепляют за всё подряд. С другой стороны, теперь у меня сбалансированные лыжи: и носком цепляют и задником — чего бы ещё придумать такого, чтоб жизнь мёдом не казалась?
К счастью долго думать не пришлось — через некоторое время у меня начались неполадки с креплениями — стали рваться тросики-натяжители. Оказалось, конструкция с качающимися щёчками продумана, да не до конца: тросики находятся в постоянном положении и легко переламываются через какое-то время, т.к. изгибаются постоянно в одном и том же месте. Сразу созрела мысль заменить тросики на репшнуры, но эту затею я оставил на потом, т.к. репчиков подходящей толщины в тот момент в наличии не было.
Вообще, если не учитывать текущие поломки, то день прошёл довольно гладко, было пройдено какое-то приличное расстояние за довольно короткое время. Должен признаться, что на озере Улуг-Мангашхоль меня начали покидать силы и остановка под мореной на противоположном его конце была очень кстати.
В тот вечер мы впервые попробовали топить печку лиственницей (все кедры в округе оказывались либо гнилыми, либо сырыми). И, о чудо, печь жарила как обычно: Залилов Фидель — можно пить чай!
3 день
Следующий день по праву можно считать, что называется «в велоуфимском стиле». Поддержав правило — каждый день что-то новое, в эти 8 световых часов мы ходили по таким местам, по которым в лыжах не ходят в принципе.
Сначала была морена. Вообще, наличие камуса значительно облегчало передвижение по этому препятствию. Крутые подъёмы преодолевались «в лоб», а вот со спусками было по сложней — всё таки, лыжи цеплялись за всё подряд и вероятность упасть была достаточно высока. Но, я научился балансировать. Это конечно, не облегчало жизнь, но давало хоть и хлипкую, но всё же, уверенность.
С горем пополам, пройдя морену мы наткнулись на незамерзающий горный ручей, по которому группе и предстояло двигаться. Мало того, что там была открытая вода, так ещё и по берегам располагался мордохлыст. Вкупе со сложным пересечённым рельефом, данный участок пути проходился со скоростью полкилометра за пару часов. Возникла мысль, что не хватает велосипеда.
Такие места обычно располагают к размышлениям о смысле жизни. Для себя решил, что теперь с велосипедом по кустам — только на лыжах. Уж больно удобно: приноровились идти напролом, подминая впереди растущий кустарник ещё до того, как он начинает бить по морде. Хоть и шаги становятся широкими, колени поднимаются очень высоко и вообще, кажется «зачем тут лыжи», но в целом скорость по сравнению с обычным перемещением возросла раза в полтора, если не в два. Из-за обилия цепляющегося кустарника, решил снять камус. Вообще, должен сказать: не очень то он и нужен оказался. Всю оставшуюся часть похода даже не возникло мысли о том, чтобы надеть его вновь.
Вскоре кустарник закончился и начался тонкий лёд, где Юра просто не мог не провалиться. Итог — полные ботинки воды. Быстро переобули товарища в Нелькины валенки и двинулись дальше. Впереди было ещё два ходовых часа, по прошествии которых решили остановиться около открытой воды, где перед сном приняли водные процедуры все желающие.
Тем же вечером командир объявил, что намеченный маршрут мы пройти не успеваем и вынуждены идти обратно, через озеро Позарым. «Позарым! Позарым! Собирай шатёр! Иди на лесных!» — бредил я всю ночь…
4 день
Пройдя около километра наткнулись на указатели «Заказник «Позарым» и «Позарым 2дн.».. Впрочем, как раз двое последующих суток, мы до Позарыма и добирались — расстояние оказалось весьма существенным, хотя по всему протяжению проходила сначала лыжня, а потом и буранка.
По лыжне бежали достаточно живо. Лес то редел, то снова становился непроходимой чащей, река радовала проталинами и наледями. Время прошло под знаком наслаждения прекрасной лыжнёй — пробежали дневную норму с ветерком и встали недалеко от заброшенной избы, стоящей прямо на буранке, ведущей на озеро.
5 день
Утро следующего дня началось с крутого подъёма на плато р. Каратош, на которое, однако, удалось забраться не снимая лыжи и не нацепляя камус. А наверху — красота! Видны скалистые горы, куда мы должны были идти, ласковое утреннее солнце заставляет останавливаться и любоваться окружающим тебя просыпающимся лесом.
Вскоре, буранка привела нас к границе Хакасского природного заповедника и заказника «Позарым».
— Ведётся скрытая фотофиксация. Они что, шутят?
Уже через пару часов невероятной тропёжки по колено, к нам подкатил мужик на снегоходе и сказал, что мы спалились. Да, это тебе не ЮУПЗ. К счастью, туристы местных егерей не интересовали — 28 февраля закрывается сезон охоты и им нужны лишь браконьеры.
Отойдя от озера Позарым, мы начали подъём на перевал. Подъём был не прост — наледь шириной во весь склон с перепадом высот около трёхсот метров. К счастью, у нас с собой были кошки. Были, да не у всех. Юра оставил предмет альпинистской гигиены проводникам поезда на память. Но, ничего — не беда. Срубили обездоленному кошки из дерева. Держали они, правда, плохо. Но, уж всяко лучше чем ничего.
Пройдя живописный подъём, вышли на огромную ледовую площадку — ручей разлился по всему плато повыше. Возле этого огромного хоккейного поля мы и нашли прибежище на время предстоящей ночёвки.
6 день
Утром взяли перевал, уйдя в другую долину. Боже, какая же красивая эта южная оконечность Западного Саяна… Чем-то напоминает плато Укок. Только зима делает всё это поле белым до самого горизонта! Правда, я его только на фотографиях видел, но примерно так себе и представлял.
Вдоволь нагулявшись по плато, решили продолжить свой маршрут по каньону реки Самжур, тем более, что до леса по верху пилить было ещё не известно сколько времени. Я никогда ещё не ходил по руслам каньонистых рек и это, конечно же, было очень ярким впечатлением. На широком катке лазурного льда встречаются набухшие шишки — это вода выталкивает лёд в местах, где камни на дне особенно высоки. Есть там и маленькие ледопады — это застывшие пороги. Вокруг двухсотметровые неприступные стены — рай для скалолазов.
Как бы ни было там хорошо, но вскоре лёд закончился, обратившись в глубокий снег, а неприступные скалы стали просто крутыми берегами, поросшими лесом. Проделав лыжню длиной около километра, решили вставать на ночёвку.
Пока все остальные занимались делами по лагерю, мы с Олегом пошли тропить лыжню на утро. Каково же было наше удивление, когда пройдя около трёхсот метров, мы наткнулись на свежие лыжные следы. «Екатеринбург» — сразу всплыло у меня в голове. И это оказалось именно так. Ещё через двести метров мы наткнулись на шатёр, девушку с бензопилой и ещё шестерых ребят и девчонок. Это была та самая группа, что ехала с нами в поезде в Абакан.
Поговорив с ними, выяснили, где протроплено, где находятся избушки предположительно лесников и как будет удобней идти дальше. За одно, отдали им пару килограмм сахара, которого было у нас ну очень много, за что те напилили нам дрова своей чудо-машиной.
7 день
Утром собравшись двинули по свердловской лыжне, которая по началу шла по очень ровной и приятно широкой долине, непосредственно по льду или неглубокому снегу, но потом начался сущий Ад. Такого слалома в истории моей лыжной карьеры ещё не было. Здоровенные камни через каждые полметра искривляли лыжню так, что уж точно приходилось наматывать лишние 800 метров на каждый километр.
В конце-концов, река пересекла тропу. Тут явно раньше был посёлок — куча заброшенных Тувинских домов с плоскими крышами, сеновалов. Нашлись даже самодельные охотничьи лыжи. Поднимись повыше и становится понятно, что это действительно большой посёлок на берегу оз.Кара-Холь.
В тот вечер я снова убежал рассматривать окрестности на высоченную гору, в то время, как остальные организовывали лагерь. Надеюсь, ребята не сильно на меня обиделись.
Вид с вершины открывался просто чудесный — четыре пересекающиеся долины, здоровое озеро Кара-Холь , огромные водораздельные хребты и скалистый Шапшальский хребет вдалеке, на западе. Это был чудесный вечер! Когда спустился — было ещё светло. Ужин был почти готов.
8 день
На следующий день предстояло добраться до ГЗЛ (границы зоны леса) и встать под перевалом, отделяющим нас от плато перед озером Куп-Холь. На это нам потребовалось полдня, хоть и снега было по колено — тропилось весьма тяжело.
Остальные полдня мы искали сушины, и скидывали их с крутых склонов — поблизости не было ровным счётом ничего. Ох, лучше бы мы остановились пораньше или ночевали на холодную. Вообще, конечно, такие мысли сразу улетучиваются, когда с мороза входишь в прогретый шатёр и наслаждаешься сухим теплом. Но, в момент перетаскивания брёвен мне казалось, что лучше было бы сделать именно так — кто не ошибается.
9 день
Встали пораньше. День обещал быть долгим, а путь длинным и интересным. Пройдя по натропленному с вечера около получаса, я начал тропить новую лыжню. И, только ступил на пухляк, как провалился по уши. Но, слава богу, не везде снег был так рассыпчат — в основном это был твёрдый наст.
Шлось легко и непринуждённо и вскоре, перевал был взят. Огромное снежное плато необычайной красоты открылось перед нами. Да, это именно то, чего я ждал на протяжении последних трёх дней. Мечта моя исполнилась. Думаю, в тот момент любой кайтер обзавидовался бы, если б знал какой там простор. Благо, тот ясный солнечный денёк выдался безветренным. Прямо по курсу, раскинув свои щупальца, возвышалась громадина Кызыл-Тайга. Так хотелось сходить на вершину, но моральный запас группы уже иссяк к тому времени, поэтому было принято решение спускаться на трассу через озеро Куп-Холь, что находится левее массива Кызыл-Тайга. Ходовой день растянулся на 12 часов. Те самые стандартные 12 часов, которые я обычно считаю оптимальным ходовым временем.
Встали под озером, спустившись на уступ над развилкой двух ущелий, по одному из которых нам предстояло идти на следующий день. Ночь обещала быть ясной.
10 день
Сегодня нам предстояло преодолеть затяжной спуск к трассе по ущелью реки Хем. В общем-то утро этого дня ни чем не отличалось от всех предыдущих. Началась тропёжка, Тимур натягивал камус. Когда все собрались в одной точке, а именно на автомобильном перевале, временно доступном лишь для немногих полноприводных машин, начался спуск. Вообще, должен сказать, спуск с Ялангаса в 2012 году произвёл на меня большее впечатление, хоть этот и был круче. Однако, не смотря ни на что, удалось получить массу положительных эмоций и несколько раз чуть не сломать себе что-нибудь (лыжу, например) — пару раз даже врубался в снег лицом плашмя, такой это был спуск. Тимур, Олег и Андрей использовали технику спуска сидя на рюкзаках, и похоже, это работало на ура. Я же таким способом пользоваться не мог по причине конструкции своего баула, поэтому очень часто падал на крутых виражах, но под конец приноровился.
Вскоре дорога стала положе и начались ОНИ… Куян-корот, так сказать. Видимо, дорога имела скотогонное предназначение и вся была завалена замёрзшими лошадиными и бараньими какашками. Ехалось очень медленно и вибрация от неровного покрытия была такая, что под конец пути меня даже начало подташнивать. Но, вскоре этот Ад локального масштаба был завершён и мы встали на ночёвку в окрестном лесу, пересеча автомобильную трассу на Ак-Довурак.
11 день. Выброска.
Утром в 8 часов нас должен был забрать водитель, однако ни в 8, ни в 9, ни в 10 машина не приехала. Что делать. В горячах решаю остановить дальнобойщика. Только поднял руку — удача! Загрузились в кузов, устроили себе дискотеку с блекджеком и плюшками. Благо, музыка была проведена прямо в тот отсек, где мы собрались дружной компанией. Неоновый свет придавал особенный шарм данному «заведению». Так я побывал в ночном клубе Хакассии.
Правда, пребывание моё оказалось недолгим. Уже километров через 20 машина остановилась — встретили водителя, что должен был нас забрать. Юра недолго думая забрался в багажник минивена (очень уж наверное, понравилось путешествовать в кузове) и мы поехали.
Так закончилось наше путешествие по хребтам и долинам Западного Саяна. Хорошие вышли две недели.