Я не знаю, что и как говорят детям сейчас в школе по поводу ЕГЭ, но я помню то, что говорили мне. Прекрасно помню. Собрание одиннадцатого класса началось с фразы директора:
— Нанимайте детям репетиторов! Нанимайте срочно! Иначе ваши дети не сдадут ЕГЭ!
Мои родители удивлялись — зачем? Неужто школа настолько слаба и сама не в состоянии подготовить детей(между прочим, медалистов) к сдаче необходимых им экзаменов? Неужели их дочь, которой они гордились и ставили в пример младшим братьям, теперь должна скатиться до уровня неучей и принимать помощь репетитора. Да, и это было необходимо. Я сейчас все объясню.
Класс, хоть и набирался как политехнический, был не на высоте. Так, что-то среднее, но лучшее, если сравнивать по потоку. Шестнадцать совершенно разных подростков, с мечтами о красивой и счастливой жизни, с амбициями. Нас нельзя было назвать дружным классом, нет. Но мы были друг другу выгодны, поэтому и относились каждый с уважением и оглядкой. Класс, состоящий из хитрецов и проныр, людей, которые никогда и ничего не упустят.
Половина класса была все же достаточно слабоватой. Из-за них мы отставали от программы ЕГЭ и с каждым следующим днем отчетливо понимали, что если ничего не изменится, мы провалим экзамены. Ничего не менялось Мы стали отчаянно искать репетиторов. Нашли. На самом деле, это сумасшедший бизнес и бешеные деньги! Час пролетал незаметно и надо было выкладывать на стол очередные 300-500 рублей, чтобы занятие продолжалось. Мы худели и больше походили на машин, чем на живых людей.
Гигантская усталость не шла ни в какое сравнение с тем прессом, под который попали наши мысли и сердце. Нас никогда не подбадривали и не говорили, что мы справимся. Мы слышали только: "Еще! Мало! Мало занимаетесь! Не сдадите!" Эмоционально было намного хуже. И мы старались еще сильнее, еще больше. "Ненужные" нам предметы практически не открывались, мы самозабвенно решали только необходимые нам тесты. Решали их везде: на других уроках, таких, как биология, история, общество, башкирский язык.
Ммм, башкирский язык. Его ввели у нас в одиннадцатом. Час башкирского и час ИКБ (история и культура Баш-на) вписывались в наше школьное расписание. Предмет не учил никто! Мы заходили в класс, открывали тесты, книги, сборники задач и, сначала опасливо, а потом уже изрядно обнаглев и смело, решали нужные предметы. Учительница требовала дисциплины! Мы сидели тихо.
Она верила, что научит нас языку и заставляла зубрить стихотворения (коротенькие такие стишки). У меня не получалось правильно говорить буквы. Я произносила их как-то сухо и, видимо, не так. Странно, мой немецкий звучит превосходно. А тут не угодишь. Учительница пыталась объяснить мне и остальным русским детям, как правильно следует читать и выговаривать башкирские слова. Мы не то, чтобы не хотели, у нас не получалось просто напросто.
И мы, запуганные системой, начали сердиться и возмущаться. Почему столько времени уходит на ненужный нам, русским детям, предмет? Нас никто не спрашивал. Возмущались и родители, их тоже никто не спрашивал. Я очень рада, что этот ужас был со мной только год. Ровно год. По прошествии полугода обучения нас башкирскому языку, учительница наконец-то бросила эту затею и дала нам возможность спокойно заниматься тестами.
Единственное, что мы делали по гуманитарным наукам — это много читали и готовились к литературе. Потому что в конце нас ждало сочинение. Обычный экзамен, не ЕГЭ. Учительница все силы бросила на этот предмет, потому что часов было ничтожно мало (всего два). Мы кое-что изменили и решили забрать немного времени у русского языка. Получилось четыре часа литературы и час русского в неделю.
По такой программе мы занимались с начала десятого класса. Нас гоняли по произведениям и требовали сочинения объемом два с половиной листа (пять страниц). И мы растягивали слова и мысли, чтобы уместиться в формат, иначе оценка будет ниже. Со временем, мы стали забывать русский язык. Мы практически не открывали его, не учили правила и относились к нему второстепенно. Нас ведь ждало сочинение.
В апреле мы узнали, что ЕГЭ по русскому языку сделали обязательным экзаменом! Вот тогда нас трехануло! Репетиторов найти было практически нереально, все были заняты еще с начала года. Забросив литературу на дальнюю полку, мы стали нагонять русский. Всего полтора месяца оставалось до экзамена. Но мы его все таки сдали. И неплохо.
В чем же я разочарована, спросите вы? В том, что получив на руки результаты ЕГЭ, мы неожиданно для себя узнали, что два мальчика из нашего класса (халтурщики и троечники) сдали экзамен по математике на 78 баллов. Это часть А, Б все верно и что-то из С. Как так вышло никто так и не узнал. Одно смешно — они год не бегали по репетиторам, чтобы показать такие результаты. Выходит, лазейки были. А с каждым годом, варясь в этом супе, я нахожу этих лазеек все больше и больше и вполне себе знаю, как обмануть эту систему.
Еще я разочарована в учебном плане. Я согласна была учить культуру Баш-на, но его язык! Простите, но это бред и маразм. Неужели в нашей республике проблем и забот больше нет? Русские дети не должны, на мой взгляд, забивать свою голову этими знаниями. Отдайте этот час на русский язык, на математику! На что-нибудь, в конце концов, полезное!Мы все равно не сможем чисто и правильно выговаривать башкирские слова, ибо сами татары и башкиры через одного говорят по-русски с акцентом.
А впрочем, это все равно никому не интересно.