О локальном режиме в Уфе

В пору очередного цикла назначения мэра Уфы и на фоне споров о личных качествах настоящего и будущего градоначальника, более полезно для понимания нашей нынешней городской ситуации, мне кажется, посмотреть не на персоны, а на суть уфимской власти в широком историческом и политическом контекстах. Вот этот номер журнала «Неприкосновенный запас»: http://magazines.russ.ru/nz/2010/2/, посвященный проблематике власти в большом городе, в лаконичной форме позволяет это сделать.

С этой точки зрения городской режим в Уфе представляется вовсе не уникальным, а напротив, наиболее распространенным в мире типом, характеризующимся доминированием «коалиции роста», которую составляют чиновники и представители бизнеса, взаимозависимые друг от друга. Этот режим сложился уже к середине 2000 гг. До этого в 1990-х случай Уфы был классическим примером режима поддержки status quo, призванного обеспечивать необходимую жизнеобеспечивающую инфраструктуру, но до проектов развития в силу дефицита бюджета не помышлявшего. С ростом экономики в начале 2000 г. и оживлении бизнеса, роль последнего в городской властной коалиции стала усиливаться. С 2010 г. при приоритетной задачи нового республиканского руководства по привлечению инвестиций роль бизнеса в городской коалиции и выработке управленческих решений еще более усилилась. Это окончательно сформировало в Уфе «коалицию роста» со всеми присущему такому режиму достоинствами и недостатками. Как пишут в своей статье О. Бычкова и В. Гельман: «Платой за расширение строительства, привлечение инвестиций, высокие темпы развития инженерной и транспортной инфраструктуры, увеличение налоговых поступлений становятся “уплотнительная застройка” и угроза разрушения исторического облика города, а также ухудшение экологической обстановки из-за застройки зеленых зон. Эти аспекты деятельности “коалиции роста” стимулируют оппозиционные общественные движения, выступающие за улучшение качества городской среды. То есть по сути возникают элементы прогрессистского режима, противостоящего режиму роста и развития, представляющемуся идеальным для правящей в городе коалиции». Подробнее: http://magazines.russ.ru/nz/2010/2/by7.html

Вот эту самую картину мы сегодня и наблюдаем в Уфе. Ряд стратегий «коалиции роста», преследующие цели чисто экономического развития, вызывают противодействия со стороны пока еще разрозненных групп среднего класса, которые в свое время в ряде городов США и Европы сформировали «коалицию прогресса». Хотя в Башкирии часто можно услышать обвинения в ретроградстве и консерватизме, которые бросают в адрес сторонников сохранения исторических памятников, экологии и других форм комфортной среды обитания, в историческом контексте эти социальные движения куда более модерновые и даже правильнее сказать — постмодерновые. Конечно, сегодня в Уфе ни о какой коалиции прогресса или представительства этого сегмента во власти говорить не приходиться. Пока это лишь разрозненные группы, от «Архзащиты» до «Антикроношпан», действующие вне общей координации. Это не значит, что эти движения не могут в отдельных случаях добиваться своих локальных задач. Но в целом «коалиция развития» способна навязать любое выгодное для его членов решение и, преследуя свои выгоды, наносить разного рода издержки представителям прогрессистов. Так что надо быть готовым к тому, что, несмотря на разного рода протесты и общественные инициативы, власть продолжит принимать решения по сносу исторических памятников, рубки зеленных насаждений и т. д. В тоже время, чем больше режим развития будет иметь успех, тем шире будут становиться группы прогресса. А это значит, что количество протестов будет только увеличиваться и принимать все более многообразные формы. Возможно, в конце концов, они передут к координации и сформируют реальную коалицию среднего класса, как это произошло в других западных городах мира.  

К чему я это все пишу? К тому, что по большому счету неважно кто будет следующим мэром Уфы. В любом случае в сложившейся ситуации он будет компромиссной фигурой «коалиции развития» (представителями директората государственных и частных предприятий в сфере энергетики, строительства, финансов и пр.) и проводником бизнес — ориентированной политики со всеми своими плюсами и минусами.   

21 января 2014 Общество
Источник: http://stas-shkel.livejournal.com/91348.html

Еще новости