В пору очередного цикла назначения мэра Уфы и на фоне споров о личных качествах настоящего и будущего градоначальника, более полезно для понимания нашей нынешней городской ситуации, мне кажется, посмотреть не на персоны, а на суть уфимской власти в широком историческом и политическом контекстах. Вот этот номер журнала «Неприкосновенный запас»: http://magazines.russ.ru/nz/2010/2/
С этой точки зрения городской режим в Уфе представляется вовсе не уникальным, а напротив, наиболее распространенным в мире типом, характеризующимся доминированием «коалиции роста», которую составляют чиновники и представители бизнеса, взаимозависимые друг от друга. Этот режим сложился уже к середине 2000 гг. До этого в 1990-х случай Уфы был классическим примером режима поддержки status quo, призванного обеспечивать необходимую жизнеобеспечивающую инфраструктуру, но до проектов развития в силу дефицита бюджета не помышлявшего. С ростом экономики в начале
Вот эту самую картину мы сегодня и наблюдаем в Уфе. Ряд стратегий «коалиции роста», преследующие цели чисто экономического развития, вызывают противодействия со стороны пока еще разрозненных групп среднего класса, которые в свое время в ряде городов США и Европы сформировали «коалицию прогресса». Хотя в Башкирии часто можно услышать обвинения в ретроградстве и консерватизме, которые бросают в адрес сторонников сохранения исторических памятников, экологии и других форм комфортной среды обитания, в историческом контексте эти социальные движения куда более модерновые и даже правильнее сказать — постмодерновые. Конечно, сегодня в Уфе ни о какой коалиции прогресса или представительства этого сегмента во власти говорить не приходиться. Пока это лишь разрозненные группы, от «Архзащиты» до «Антикроношпан», действующие вне общей координации. Это не значит, что эти движения не могут в отдельных случаях добиваться своих локальных задач. Но в целом «коалиция развития» способна навязать любое выгодное для его членов решение и, преследуя свои выгоды, наносить разного рода издержки представителям прогрессистов. Так что надо быть готовым к тому, что, несмотря на разного рода протесты и общественные инициативы, власть продолжит принимать решения по сносу исторических памятников, рубки зеленных насаждений и т. д. В тоже время, чем больше режим развития будет иметь успех, тем шире будут становиться группы прогресса. А это значит, что количество протестов будет только увеличиваться и принимать все более многообразные формы. Возможно, в конце концов, они передут к координации и сформируют реальную коалицию среднего класса, как это произошло в других западных городах мира.
К чему я это все пишу? К тому, что по большому счету неважно кто будет следующим мэром Уфы. В любом случае в сложившейся ситуации он будет компромиссной фигурой «коалиции развития» (представителями директората государственных и частных предприятий в сфере энергетики, строительства, финансов и пр.) и проводником бизнес — ориентированной политики со всеми своими плюсами и минусами.