В непростое время распада СССР, когда после стольких лет уверенности в завтрашнем дне, многие наши соотечественники были поставлены на грань выживания. Крутились, как могли.
Больше повезло тем, кто проживал в населенных пунктах возле федеральных трасс. Придорожные «витрины» немудреных торговых развалов, частенько на расстеленных в пыли газетах, предлагали товары на любой вкус: велосипеды и резиновые лодки, пневматические ружья с пистолетами и хрустальные лафитнички, махровые полотенца и зеркала, баночки меда и варенье, копченую рыбу и соленые огурчики, расписной сервиз и охотничьи ножи, термосы и радиодетали.
Обочины больших автомагистралей, превратившись в самый протяженный и шумный рынок, помогли выжить сотням тысяч россиян, которые ежедневно — в дождь и зной, метель и мороз выходили на свое рабочее место и натягивали на лица дежурную улыбку, чтобы встретить очередную тормознувшую тут машину.
Ныне объекты придорожного сервиса уже совсем другие, цивилизованные. Но при этом внутренняя суть практически осталась прежней: многие видят в придорожной полосе только лишь отличное место для заработков.
так выглядели торговые точки на км 1177 автодороги М-7
Хочу немного рассказать как обстоят дела с придорожным сервисом в нашем Управлении.
В придорожной полосе и полосе отвода подведомственных участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения М-5 «Урал», М-7 «Волга», Р-240 Уфа – Оренбург и Западный обход г. Уфы расположено 227 объектов дорожного сервиса, в том числе 22 площадки отдыха.
В придорожной полосе и полосе отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-5 «Урал» на участке км 1194+500 – км 1548+651, размещен 137 объектов дорожного сервиса:
– 55 автозаправочных станций, из них 10 в составе комплексов дорожного сервиса;
– 4 автогазозаправочных станций;
– 14 комплексов дорожного сервиса (мотель, пункт питания, автомобильная стоянка и т.д., на 1 КДС введена в эксплуатацию мойка для большегрузных автомобилей);
– 49 кафе-магазинов;
– отдельно расположенных охраняемых автомобильных стоянок – 3 ед.;
– иные объекты – 12 ед., из них 5 контрольных постов государственной инспекции безопасности дорожного движения.
В придорожной полосе и полосе отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 «Волга» на участке км 1169+910 – км 1331+953, размещено 29 объектов дорожного сервиса, из них:
– 11 автомобильных заправочных станций, из них 1 в составе комплексов дорожного сервиса;
– 2 автогазозаправочные станции;
– 5 комплексов дорожного сервиса, в составе: мотель, пункт питания, кафе, магазин, станция технического обслуживания, автомобильная мойка, автомобильная стоянка, из них 1 с АЗС;
– 11 кафе-магазинов, в том числе в составе комплексов дорожного сервиса.
В придорожной полосе и полосе отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-240 Уфа – Оренбург на участке км 16+900 – км 316+902, размещено 59 объектов дорожного сервиса:
– 19 автозаправочных станций;
– 3 автогазозаправочные станции;
– 3 комплекса дорожного сервиса (2 КДС в стадии строительства);
– 31 кафе-магазинов;
– 3 мотеля.
В придорожной полосе и полосе отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения Западный обход г. Уфы на участке км 0+000 – км 27+900, размещено 2 объекта дорожного сервиса:
– кафе-магазин;
– площадка отдыха.
В технических условиях по проектированию и эксплуатации объектов дорожного сервиса, выдаваемых управлением, в соответствии с законодательством Российской Федерации указываются обязанности соблюдения норм безопасности дорожного движения, в том числе строительство и содержание переходно-скоростных полос, искусственного освещения. Но коммерсанты зачастую «забывают» об этом.
Кроме этого, объекты дорожного сервиса должны быть обустроены автомобильными стоянками с парковочными местами, количество которых определяется расчетным методом при проектировании.
В рамках реализации Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ФКУ Упрдор Самара – Уфа – Челябинск периодически проводится мониторинг соблюдения владельцами объектов дорожного сервиса, инженерных коммуникаций, рекламных конструкций, информационных щитов и указателей технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, объекты которых размещены (размещаются) и эксплуатируются в придорожной полосе, полосе отвода подведомственных участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Как показал мониторинг, проведенный нашими специалистами, если комплексы дорожного сервиса на М-5 и М-7 имеют парковочные места и необходимую минимальную площадь земельных участков для увеличения количества машиномест, то на автомобильной дороге Уфа–Оренбург их катастрофически не хватает. Поэтому транспортные средства вынуждены проезжать на другие объекты дорожного сервиса, где подобные места имеются. Или останавливаться на обочинах дорог, создавая помехи другим участникам движения. Особенно беспокоит ситуация, сложившаяся в границах села Булгаково, где не обустроены парковочные места и транспортные средства вынуждены останавливаться на переходно-скоростных полосах, обочинах, а в выходные дни и на крайних правых полосах движения.
В 2012 году, дирекция МУП «ТСК «Уфимский» (владелец торгово-сервисного комплекса «Булгаковский») разработала проект обустройства примыкания к рынку с автомобильной стоянкой на 35 машиномест. Казалось бы, следующим шагом должна быть реализация этого проекта, претворение его в жизнь. Но, увы, воз и ныне там.
Более того, с правой стороны автодороги Уфа-Оренбург в границах села Булгаково без согласия Управления и получения технических условий построен магазин «Байрам». При этом самовольно осуществлено присоединение к автодороге путем устройства примыкания к полосе разгона, предназначенной для выезда общественного пассажирского транспорта от автобусной остановки. А рядом с магазином «Байрам» в огородах жителей села Булгаково стали расти как грибы после дождя пункты питания, шашлычные, магазинчики.
Броуновское движение пешеходов на трассе частенько приводит к ЧП. Так, с 2010 по 2013 годы в границах с. Булгаково на автомобильной дороге Р-240 Уфа-Оренбург, произошло 9 ДТП, в которых 3 человека погибло и 12 получили травмы различной степени тяжести. В том числе с участием пешеходов произошло шесть дорожно-транспортных происшествий. В результате этих наездов пятеро пешеходов получили серьезные травмы, а один погиб.
До этого, в 2007-2009 гг. на данном участке автодороги Уфа-Оренбург в с. Булгаково совершено 10 дорожно-транспортных происшествий, из них 6 наездов транспортных средств на пешеходов.
Обращаюсь ко всем кто занимается дорожным сервисом: объектов которые бы отвечали всем требованиям очень мало, их не хватает. Наверно и вы когда обращаетесь для получения той или иной услуги (в сфере торговли, здравоохранения, государственных, банковских и т.п. услуг) хотели бы получать их качественно. Дорожный сервис не исключение. Хотелось, чтоб на наших дорогах для участников движения были созданы все необходимые условия, а мы в свою очередь приложим для этого все усилия.
С уважением Вагапов.