Я больше чем уверена, что Радий Хабиров не хочет уничтожения Куштау. Это вынужденная уступка. Если бы Радий Фаритович чувствовал мощную народную поддержку, он никогда не отдал бы Шиханы. Здесь его родина. Но есть ли у него реальная поддержка? Посмотрите, стоило ему один раз цыкнуть и все защитники, вернее, «полузащитнички» слились. Чего стоили их убеждения, если от одного властного окрика люди переобулись на лету? А ведь возможно, это была проверка. Радию Фаритовичу должно быть хорошо известно, как легко прогибается так называемая «поддержка». Не успеет петух пропеть три раза, как говорится…
О проблеме Шиханов я узнала лет 10 назад. Тогда ещё расслабленные лоббисты вальяжно объясняли на многочисленных круглых столах, что иного варианта, кроме как срыть Торатау, у «Соды» нет. Они были уверены, что дело решится в пользу содовиков, без лишних телодвижений с их стороны. Стоит лишь немного потянуть время, чтобы протест слился сам собой.
В 2011 году я снимала на митинг стерлитамакских рабочих. Краснели написанные под копирку транспаранты: «Мы не хотим остаться без работы», а люди стояли равнодушно. Хмурые, серые лица. Почему они здесь? Не знают. Им сказали на заводе прийти, они и пришли. Толкового интервью никто не мог дать. Никаких эмоций, никаких рассуждений. Да и чем они могли бы похвастаться? Зарплаты простых рабочих на «Соде» мизерные, постоянная текучка кадров, экология страдает. Вот и выходит, что митинговать людям не за что. Но им сказали прийти, они и пришли…
Пару лет назад я была уверена, что судьба Торатау предрешена. В классическом противостоянии цивилизация уничтожит культуру. Сакральную гору переработают на сырьё, потому что такова логика нашего существования: мы пользуемся стиральным порошком, остекляем окна, заправляем машины бензином и вряд ли откажемся от этих благ. Утилитарный подход торжествует над абстрактной красотой.
Но почитав статьи учёных — геологов, экологов, специализирующихся на этой теме, пообщавшись с жителями близлежащей деревни, выслушав доводы защитников Шиханов, я поняла, что такого противостояния нет. Есть альтернатива. Существуют другие месторождения, правда, промышленникам придется перестроить налаженную систему. Зато прекраснейшие горы, результат миллионнолетних стараний Природы, останутся на месте.
Торатау, Юрактау и Куштау.
Друзья, нам важно понять одну вещь. Мы можем повлиять на исход событий. Как бы не убеждали нас в обратном, как бы не расписывали нанятые «Содой» политологи, как бы не очерняли движение в защиту Шиханов, всё зависит от людей, от нашего желания и воли. Что бы там не говорили, власть прислушивается к народу. Но это должен быть сплочённый народ, а не трусливая слякоть.
И сейчас, сегодня, я вижу, как зарождается гражданское общество. Вопреки сгущающейся атмосфере страха и отчаяния, вопреки пессимистичным прогнозам, вопреки набирающему популярность тренду «пора валить»… Я вижу, что защита Куштау — это настоящий гражданский протест, спокойная и взвешенная позиция, основанная на заключениях специалистов-геологов. Позиция, которую поддерживают умные, красивые, хорошо образованные, вдохновляющие других люди. Люди, которые уже многое сделали для республики и хотели бы работать здесь дальше. Граждане, которым не всё равно. Возможно, в этом и заключается сакральный смысл горы Торатау — сделать из «населения Башкирии» настоящих граждан, осознающих свою ответственность за природу, за то, что останется нашим детям, за будущее, которое складывается уже сегодня.
Я(Мы) за Куштау!
Сохраним все Шиханы!