Пообщался на днях от имени Общественной палаты РБ с представителями ГИБДД – обсудили жалобы и предложения жителей Уфы (по большей части) и Башкирии. Должен был встретиться с Динаром Гильмутдиновым, но в обозначенный день его незапланированно вызвали в Москву, так что вместо руководителя управления ГИБДД по РБ поговорил с несколькими другими сотрудниками, в основном с Шайдуллиным Л. Б. Написал ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы. Вопросы-ответы не дословные, это не стенограмма, но по смыслу постарался всё записать максимально точно.
Вопрос: Почему ГИБДД недостаточно эффективно борется с нарушителями, паркующими автомобили в запрещенных местах? Такие нарушители – одна из основных причин несвоевременной уборки снега зимой, а также одна из главнейших причин медленного движения общественного транспорта.
Ответ: Были пробелы в нормативно-правовой базе по этому поводу, сейчас вопросы сняли (постановление Правительства РБ №415 от 16 ноября 2012 года). Иногда бывают переполнены штрафстоянки, ГИБДД по этому поводу в администрацию Уфы обращалась. Ну а главным образом, ГИБДД считает нужным обратиться к жителям с призывом подходить более ответственно к владению автотранспортом, не бросать машины где попало и не нарушать правила. И еще ГИБДД отмечает, что часто люди вынуждены оставлять автомобили на улице, потому что не могут воспользоваться внутридворовыми проездами и парковками.
Вопрос: Почему в таком случае во время эстафеты олимпийского огня удалось убрать машины с маршрута эстафеты?
Ответ: Такая работа во время эстафеты далась очень непросто, постоянно в таком режиме работать невозможно.
Вопрос: Часто причинами «пробок» становятся нарушения ПДД на перекрестках: проезд на запрещающий сигнал светофора (особенно этим «балуются» автобусы, как частные, так и «Башавтотранса»), выезд на занятый перекресток с созданием затора. Почему ГИБДД недостаточно эффективно борется с этими нарушениями?
Ответ: Во-первых, часто причина – в несовершенстве обустройства остановок. Многие остановки проектировались десятки лет назад под совершенно другой режим работы. Во-вторых, решение вмешиваться в поток и отлавливать нарушителей – неочевидное, т.к. задержка всего транспорта для того, чтобы остановить нарушителя и выписать ему штраф, может создать еще больше проблем, то есть борьба с проблемой может усугубить проблему. Возможное решение – установка камер фиксации нарушений. Но тут решение вопроса зависит от финансирования.
Вопрос: Почему ГИБДД недостаточно работает с нарушителями-пешеходами, особенно с теми, кто нарушает ПДД с детьми?
Ответ: В последнее время работа ГИБДД с пешеходами усилилась.
Вопрос: Почему не проверяются дворы по поводу парковки машин на газонах и тротуарах? Как решать проблему? И что делать с самозахватом внутридворовых территорий некоторыми гражданами для устройства стоянок для личных автомобилей?
Ответ: По этому поводу стоит обращаться к участковым уполномоченным полиции.
Вопрос: Почему на перекрестках автобусы и троллейбусы, регулярно поворачивают направо или налево из второй, а то и из третьей полосы?
Ответ: С такими нарушениями ГИБДД пытается бороться, но не очень получается (одна из причин указана выше – не всегда это можно делать без ущерба для дорожного движения). Возможно, нужно пересматривать политику штрафов за такие нарушения – в сторону ужесточения. Ну и городская инфраструктура сегодня такова, что многие перекрестки просто не справляются с потоками транспорта. А еще многие троллейбусы и автобусы устарели и не могут эффективно маневрировать в перегруженном городском потоке, перевозчикам нужно обновлять автопарк, а городским службам ставить требования к транспорту при проведении конкурсов на перевозки.
Вопрос: Почему никто не следит за техническим состоянием автобусов в городе, в частности, за установкой на них газового оборудования?
Ответ: ГИБДД была некоторое время назад устранена от процедуры проведения техосмотра. Но работа по проверке состояния общественного транспорта ведётся – это делается на конечных остановках. Надо отметить, что в городе недостаточно оборудованных площадок для конечных остановок транспорта.
Вопрос: В Уфе по ночам гоняют дрифтеры – по проспекту Октября, возле Телецентра. Большинство таких гонок проходят на глазах у сотрудников полиции. Почему?
Ответ: ГИБДД работает с такими нарушителями. Но одного наказания недостаточно – в городе нет условий для выхода активности «гонщиков». Нужны автодромы и мотодромы. Ну и опять же – хорошо бы ставить камеры фиксации нарушений. В том же Татарстане, например, камер в несколько раз больше.
Вопрос: В Уфе достаточно много инфраструктурных проблем, связанных с транспортом. Почему ГИБДД недостаточно эффективно работает по этому направлению?
Ответ: Наличие парковок, ширина улиц, развязки и т.д. – это не зона ответственности ГИБДД. Тем не менее, ГИБДД регулярно обращается в муниципальные органы власти с различными предложениями по усовершенствованию дорожно-транспортной инфраструктуры (например, по поводу введения реверсивного движения на некоторых участках). Нужно отметить, что проекты жилья уже несколько лет не согласовываются с ГИБДД, и часто дополнительные парковки при проектировании не предусматриваются. А в случае с поворотами на стрелки, например, ГИБДД вносила такие предложения еще с 1999 года, но решаться вопрос стал только несколько лет назад.
Проект организации движения делается по заказу муниципальных властей, а на магистралях это делается по инициативе балансодержателей дорог.
Вопрос: Почему плохо организована процедура разбора ДТП в полку? И при регистрации транспорта также приходится часами стоять в очередях в не самых комфортных условиях. Почему в ГИБДД нет терминалов по ведению электронной очереди?
Ответ: ГИБДД обещает навести порядок в этом плане. С электронной очередью есть некоторые сложности: в силу специфики работы терминалы здесь настроить сложнее, чем, например, в банке. А ещё ГИБДД просит водителей пользоваться правом самостоятельного оформления страховок при ДТП – при небольшом ущербе и отсутствии пострадавших закон это позволяет, но мало кто об этом знает.
Вопрос: Почему ГИБДД не регулирует дорожное движение в период тяжелых погодных условий и в часы пик на самых оживленных перекрестках?
Ответ: Не всегда это возможно, т.к. в большинстве случаев регулировщик будет для многих водителей закрыт транспортом и его не будет видно, в итоге часть транспортного потока будет двигаться по сигналам светофоров, а часть – по сигналам регулировщика, что создаст дополнительные проблемы.
Вопрос: Почему эффективность работы ГИБДД определяется не по снижению количества ДТП и повышению эффективности дорожно-транспортной сети, а по каким-то своим правилам? И где можно смотреть статистику о работе ГИБДД?
Ответ: В ГИБДД уже давно одним из важнейших показателей эффективности является снижение количества ДТП. По поводу предоставления гражданам информации – ГИБДД готова к этому, в том числе и выкладывать информацию в интернет. Но было бы хорошо, чтобы граждане доводили до ГИБДД свои запросы по поводу того, что они хотят знать.
Вопрос: Есть сложности с оплатой штрафов из-за путаницы с кодами бюджетной классификации и т.п.
Ответ: ГИБДД в курсе этой проблемы, проблема устраняется.
Вопрос: Иногда сотрудники ГИБДД находятся вблизи от места очевидного нарушения ПДД (например, рядом с неправильно припаркованным автомобилем), но бездействуют. Почему?
Ответ: Гражданам предлагается фиксировать такие случаи и обращаться в ГИБДД. Будут проводиться проверки.
Ну а еще, пока собирал для ГИБДД вопросы от граждан, получил также и несколько благодарностей, которые просили передать. Нужно отметить, что за последние годы сотрудники ГИБДД стали компетентнее и доброжелательнее к автовладельцам.
В общем, уважаемые граждане, соблюдайте ПДД, относитесь с уважением к другим жителям города, а ГИБДД свою работу будет постепенно улучшать.