Без него никак. Здесь и лучшая обзорная точка на Заречье, простор реки, история постройки мостов и прокладки железной дороги, последние старые домишки, Сафроновская пристань и развитие судоходства, водонапорная башня и прокладка городского водопровода — много о чем можно рассказать, стоя на этом крутом склоне. Да и о самом памятнике немало вдохновенных слов! Из книги «Сосланбек Тавасиев: жизнь и творчество», изданной в «Китапе» в 2007 году, можно узнать, как создавался этот образ на протяжении аж 25 лет!
«Первую модель он лепил в пластилине. С самого начала работы над монументом Тавасиеву было ясно, что он будет делать конную композицию. Именно такое решение позволит придать героическое звучание произведению, да и как башкирский батыр может воевать без коня! Одновременно он решал для себя другую, не менее важную задачу — где будет стоять памятник? Скульптор исходил всю Уфу, в теплое время года плавал на лодке по реке Белой, чтобы изучить рельеф, архитектуру Уфы. Сохранилась справка Народного Комиссариата Госбезопасности БАССР от 16 июля 1943 года, по которой скульптору Тавасиеву, согласно военному времени, разрешалось «произвести фотографирование правого берега реки Белой между водной станцией «Динамо» и ж. д. мостом»’. Он изучал документальные, литературные источники о герое, о быте и истории башкирского народа; выполнил ряд графических зарисовок типов башкир. Художнику важно было изучить особенности национальных черт народа, что помогло бы ему создать обобщенный, типический образ героя.
Народный художник РСФСР и БАССР М. Н. Арсланов вспоминал о тех днях пребывания мастера в Уфе: «Помню, мы часто ходили с ним на Кооперативную поляну и любовались с того берега красотой города. Там у него крепла идея создания монумента Салавату Юлаеву. Он говорил, что хорошо бы поставить его на круче над рекой, на просторе. Сосланбек Дафаевич бывал в моей мастерской в Башкирском театре оперы и балета. В то время я писал два героических Панно для внутреннего оформления театра — «Салават со своей конницей» и «Башкирские джигиты». Он вдохновлял меня, рассказывал о конных баталиях гражданской войны.
В свою очередь я ему сообщал факты из жизни Салавата Юлаева, показывал башкирские национальные костюмы, утварь, то, что могло помочь ему в работе над образом»
Безусловно, перед автором памятника стояла непростая задача по воссозданию образа башкирского героя, который стал лидером восставших башкир, боровшихся за социальную справедливость, в Крестьянской войне 1773-1775 годов. Ни одного его прижизненного портрета не сохранилось. Тавасиев по различным источникам изучал биографию Салавата, который девятнадцатилетним юношей, возглавляя многотысячные корпуса народного воинства, сражался с правительственными войсками, был вынослив, отважен и бесстрашен в бою. 25 лет он провел в заточении в крепости Рогервик в приморском городке Балтийский порт, ныне — Палдиски (Эстония). Его задачей было — передать в произведении облик, характер Салавата Юлаева, созвучный с представлением народа об этом легендарном герое. К этому скульптор стремился и в этом направлении шел его поиск образа».