Пешеходы против велосипедистов

Велодорожки на тратуаре

Вторым по популярности аргументом против велодорожек, после зимы, о которой мы поговорили ранее, является якобы ущемление пешеходов велосипедистами. Эти слова я слышал не только от непосредственных строителей велодорожек, но и вот прямо вчера, от главного редактора информагентства "Башинформ" Шамиля shamil Валеева, который использовал этот аргумент в ответе на вопрос, как нам — общественникам, старающимся для людей, пробиться в новостной поток. Это говорит о том, что вопрос требует освещения в правильном ключе. Давайте разберемся. Фото взято у krainov


Начну с того, что и любому ясно — делать велодорожки простым рисованием их на имеющихся тротуарах — это плохо. Полумера. Вынужденный шаг исполнителей при получении команды сверху, не имея ни концепции, ни опыта, ни денег. Об этом подробно писал ранее. Моя позиция — "лучше сделать 1 километр хорошо, чем 10 км плохо". Но 10 намного лучше ложится в новостные ленты и отчеты. При этом со мной все, с кем бы я не обсуждал это, согласны. Еще раз, мы выступаем за строительство обособленных от пешеходного и автотраффика дорожек. Более того, когда речь зашла о первой дорожке, мы предлагали улицу Менделеева, т.к. в центр лезть без заблаговременного проектирования нельзя.

НО. Есть что сказать и ЗА такую конструкцию. Дело в том, что по пешеходной зоне на проспекте всегда ездили велосипедисты. И не редко это представляло собой лавирование змейкой между людьми и колясками. Это очень опасно. После разделения потока на пешеходный и велосипедный, в течение месяца уже более 80% велосипедистов ездили по своей части, а более 60% пешеходов по своей (данные ориентировочные). Безопасность все таки повысилась. Также положительным моментом могло стать занижение всех бордюров на всю ширину велопешеходной зоны, тогда бы стало легче жить родителям с колясками, детям на роликах и пенсионерам. Могло, но не стало, к сожалению. Сейчас планируется заложить довольно больше деньги на велодорожки на ближайшие годы. Я приложу все усилия, чтобы город исправил допущенные ошибки.

Есть еще один аспект у неграмотной реконструкции улиц, это когда строится велодорожка вдоль трассы, где пешеходной дороги нет совсем. Удивительно, я раньше не мог даже предположить, что такое возможно, дорога же соединяет огромные жилые районы по 100+ тысяч жителей. Конкретная улица — Сельская Богородская в Уфе — мне начали говорить, что в рамках реконструкции будет сделана полноценная велодорожка, еще в мае 2012 года, ну круто, а где проекты? Нет проектов. И в прессе информация проходила. И даже кое-что получилось, об этом будет отдельный отчет.

Велодорожка на Сельской Богородской в Уфе
Велодорожка на С.Богородской в Уфе, октябрь 2012. Фото взято у vyanybin

Присмотритесь, там людям то кроме этой велодорожки ходить негде! А она еще и с освещением. Я сейчас абсолютно ответственно заявляю — это большой плюс и это очень здорово, что эта стройка не совсем бесполезна. Сколько там людей гибнет, это ужас, так что, если по дорожке будут ходить люди, это нормально. Велосипедисты объедут, тем более, что их пока мало, а там глядишь и пешеходную дорожку пробьем. А пока хочется расширить вопрос.

Я хочу поговорить о пешеходной среде в целом и ее отношении с велосипедной инфраструктурой. Абсолютной истиной является то, что город нужно строить, учитывая интересы всех групп населения с учетом перспективы развития. Последняя оговорка значит, что нужно смотреть не на текущие траффики, а на прогнозируемые. Но прогнозирование развития транспортной инфраструктуры — это как видно пока непосильная задача для наших городов. Так вот, понятно, что мы должны двигаться по европейскому пути, а он ведет к равноправию пешеходов, велосипедистов и автомобилистов. Чтобы добиться этого хотя бы за 20-30 лет, нужно уже сейчас делать все по другому. Вот очень рекомендую отличную статью Владимира Злоказова livestreets о проектировании улиц для пешеходов и велосипедистов — а еще на том же сайте Живых Улиц есть очень много интереснейшего материала. Посмотрите, какие замечательные иллюстрации:

 

Улица будущего от Злоказова
Велодорожка обособлена и защищена от парковки авто, широкая пешеходная зона, островки безопасности.

Улица будущего от Злоказова
Столбики защищают от проезда машин. Велопешеходная зона при пересечении с автодорогой идет в одном уровне!
 

Места хватает всем. Хотя и на автомобили в проекте отводится меньше места, чем ими используется сейчас. Как правило, первая реакция на это — крики и вопли тех, кто не смотрит дальше своего носа. Мы должны строить города на перспективу, удовлетворить непомерный рост числа машин все равно не получится. С пробками можно справится только жесткими мерами дестимуляции использования личного автомобиля людьми для трудовых поездок (дом-работа), которых у нас в траффике большинство. Это очень болезненные меры, но необходимые, я говорю о платных автопарковком, повышении цены на бензин (сейчас у нас он в 2 раза дешевле, чем в любой стране Европы), увеличенными налогами за машины и подобные. Конечно, эти меры должны производиться параллельно с развитием общественного и альтернативного транспорта, чтобы жизнь людей становилась легче и удобнее и без личных авто.

Этим и другим похожим вопросам будут посвящены отдельные статьи. Сейчас хотелось бы высказать еще одну мысль по теме. В этом процессе, как я говорю, "поворачивания города лицом к людям" велосипедисты и пешеходы находятся по одну сторону баррикад. По нашим городам невозможно ходить пешком, это опасно и унизительно, это же касается и велосипеда. "Велосипедная и пешеходная среда — это символ цивилизованности города" — это слова Майкла Блумберга — мэра Нью-Йорка (точную цитату не нашел). Так что, давайте вместе пресекать попытки поссорить пешеходов с велосипедистами, давайте лучше объединим усилия в борьбе с автомобилизацией 🙂

13 декабря 2012 Транспорт
Источник: http://syryginstas.livejournal.com/2785.html

Еще новости