Почему два жителя Башкирии подожгли крест в Челябинской области?

«Ааа…» понимающе тянут мои знакомые, когда слышат том, что двое подонков из Башкирии, которые 17 января этого года подожгли православный крест в Челябинской области, оказались жителями Сибая. В этом проницательном  «ааа…» скрывается многое. «Да откуду ж им быть, как не из Сибая?» — ведущий мотив. Разве что из соседнего с Сибаем Баймака

То, что в самой Башкирии жгутся  церкви и спиливаются кресты, секретом не является, но старательно замалчивается. Разного рода социальные философы пытаются даже внушить  мысль, что такого нет. Есть. Увы, есть. Кстати, и в Баймаке церковь тоже сожгли. Во всем обвинили, помнится, бомжа А. Юмагулова. Но мы-то с вами знаем…

Что конкретно было

«17 января 2013 года разжигатели религиозной розни покусились на святыню на месте строительства будущей церкви в южноуральском селе Богдановское Кизильского района. Подъехавшие на машине мужчины облили бензином и подпалили крест средь бела дня, на глазах у возмущенных сельчан. Крики девочек-подростков спугнули вандалов: они умчались на своей легковушке. Школьницы потушили пламя снегом». Полицейских вызвал, как пишут СМИ, местный фермер.

«Как сообщили в ГУ МВД по Челябинской области, благодаря слаженным действиям сотрудников органов внутренних дел Южного Урала и Башкирии пойманы двое жителей города Сибай 30 и 28 лет. Задержанные водворены в изолятор временного содержания и дают признательные показания».

Молодцы всё-таки эти девчонки. Подрастут, будут в построенную церковь ходить. И, коли не подадутся из родного села в город, деток потом своих в этой церкви  покрестят. Церковь, я уверена, в Богдановском поставят. Если, не приведи Господь, сожгут – поставят новую, ещё краше. На том и стоим.

Они нам – Динопарки, мы им — юрты

Сибай и Баймакский район, особый регион…

Помню, одна сибайская знакомая моей знакомой поделилась: «Задолго да начала учебного года хотела записать своего сына, будущего первоклашку в «русский» класс в одной хорошей школе, как русскоязычного ребёнка, но русские классы были полностью заняты, и отнюдь не только русскими, нам предложили отдать ребенка в башкирский, уж в башкирских-то классах свободных мест полно, сами башкиры не жаждут отдавать туда своих детей». В той школе, помнится,  места в русском классе для мальчика так и не нашлось, записали в другую, тоже хорошую школу.

Я это к тому, что Сибай-Баймак не является сам по себе неким «оплотом русофобии» и «гнездом антиправославия». В Сибае и Баймакском районе в большинстве своем живут нормальные люди, душевные, гостеприимные, переживающие за свою малую родину. Вместе с тем в преимущественно башкирском Сибае, как и в относительно русском Белорецке, у местного населения без различия нацпринадлежности наблюдается  тяга к Челябинской области. Переехать «жить» в Магнитогорск из Сибая и Баймака хотят многие, переехать из Магнитки в  Сибай не хочет почти никто. Даже башкиры, просты неполитизированные труженики из Челябинской области, не очень-то в Башкирию рвутся.

Явление касается не только сибайцев и не только башкир. Куда  уезжает большинство обычных татар из Башкирии? В Татарию? Как бы не так. Едут в Самару, Симбирск, куда угодно, но не на историческую родину.

Из Магнитки в Башкирию тоже едут, надо сказать. Едут русские, башкиры, татары, армяне. Но едут не «жить», а работать, заниматься бизнесом. Строить гостиницы, парки аттракционов, даже заводики. О нацпринадлежности не думает никто. Есть поле деятельности, эдакая экономическая ниша, есть возможность заработать деньги, вот и едут. Большинство инфрастуктуры вокруг туристических объектов принадлежит челябинским. А местным, значит, обидно. «Понаехали оккупанты!»

Тут как-то в Башкирии трубили: лучшим туристическим проектом ПФО признан проект  Башкирии! Башкирский чиновник ликовал: на основе народных легенд и мифов! На самом деле из принадлежащего Башкирии здесь только географическое расположение объекта. В реальности очередной челябинец построил Динопарк. Бронтозавры, птеродактили в виде аттракционов – а так же гостиницы, кафе, автостоянки. Уж насколько динозавры а-ля «Юрасик-парк» соотносятся с народными легендами, пусть идеологи разбираются. А местные будут тихонько бубнить: «Понаехали!» Бубнящих понять можно. Раньше они на пляж к озеру бесплатно ходили, а теперь вход – 300 рублей.

Из Челябинской области в Башкирию идёт «экономическая экспансия». Из Башкирии в Челябу – экспансия идеологическая. Неравноценный обмен, не находите? Они нам туристический бизнес налаживают, а наши ущеные им пытаются запретить  памятник основателю Челябинска установить (рано или поздно этот памятник установят, даже не сомневайтесь). Они скупают у нас земельные участки, а мы им курултаи и сабантуи. Они рубят наш лес, а мы им тщетно пытаемся запретить размещать на день города портреты Тевкелева. Они нам свои магазины и предприятия, а мы им башкирское кино.

Из Башкирии в Челябу везут лес-кругляк. В Челябу из Башкирии везут тонны, чуть ли не вагоны учебников по башкирскому языку, юрты, национальные костюмы. Иногда даже думается: если бы эти юртные деньги, да на поддержку местных бизнесменов, не взирая на их нацпринадлежность, глядишь, реже бы сибайские-баймакские на магнитогорских обижались.

Кто подогревает обиды и распри?

Итак, Сибай и Баймакский район, как впрочем, и Белорецк смотрит на Челябинскую область с некоторой обидой. А тут еще и местная национальная политика. Очень неумная, надо сказать.

Именно рядом с Сибаем-Баймаком проводили свои полувоенные сборы СБМщики. Именно тут проводились Идельбаевым ритуальные избиения будущих членов«Союза башкирской молодежи». Именно здесь, говорят, в 2003 году  Председатель Государственного комитета по делам молодежи Башкирии Давлетова Камиля  с восторгом слушала, как СБМщики кричали «Аллах акбар!»

Из Сибая на автобусах возили молодежь разгонять митинги пенсионеров. К бесплатным автобусам  там привыкли плотно. Рассказывают, что после смены власти один из сибайцев требовал: пусть Хамитов пришлет за нами бесплатных автобусов, мы против него в Уфе митинг проведем!

Порой из Сибая-Баймака доносятся истеричные всклики: «Мусульман забижають!» Да кто б посмел, если в Баймакском районе  около шестидесяти мечетей против нескольких церквей? Оказывается, в пылу экономической разборки мусульмане-азербайджанцы то ли побили, то ли хотели побить местных (само собой, местные в Баймаке чаще всего мусульмане), и в экономический конфликт влезла местная околомусульманская группа с лозунгом  «Отстоим права мусульман». Не баймакцев, не жителей Башкирии, и уж разумеется, не россиян, а именно мусульман. Типа дорогие братки-азербайджанцы, православных и буддистов бейте сколько угодно, только мусульман не трогайте.

И такое педалирование темы «обиженности» мусульман в Зауралье привычное дело. Убили, скажем, в башкирской деревне молодого парня – снова истерика:  мусульманина убили, представителя коренной национальности. Начали разбираться – свои же и убили, по пьяни. Парня жалко. Жаль, потому что погиб молодой, жизни не повидавший мальчишка, наш земляк. Но при чем тут  его нацпринадлежность?

В Сибае действует отделение союза башкирских женщин, которое тоже все время чего-то требует. Нет, не детских садов, не борьбы с домашним насилием, не урезонивания ювенальной юстиции, ни каких-то других чисто женских, бабьих вещей. 6 апреля 2011 г. на Первом съезде башкирских женщин г. Сибай сибайки требовали запретить русским употреблять этноним Башкирия. В действительности обычных сибаек вопросы наименования региона  при брендировании волнуют меньше всего. Им бы детей в приличную школу устроить…

Нам не дано предугадать…

На фоне всего вышеизложенного уже и не удивляешься, почему сибайцы  поехали в  Челябинскую область крест жечь.

Кто они, эти два  сибайца? Что понесло их в соседнюю область? По одним данным – безработные, по другим – уже сидевшие за хулиганку. Вряд ли они сторонники «пусек» и крестоповалов. Могу ошибаться, но вряд ли. Не удивлюсь, если вдруг выяснится, что двигало ими чувство обиды к скупившим всё и вся на их родной земле чужакам.

А тут еще и наши местные идеологи с их байками об  «историческом Башкортостане» и бесконечное муссирование темы башкирских восстаний. А тут ещё и отзвуки оголтелой русофобии с трибун курултаев и прочие прелести этнократии. Возраст-то какой, 30 и 28 – двадцать лет назад они были маленькими детьми, двадцать лет им внушали, что титульное меньшинство имеет право диктовать как жить и что говорить нетитульному большинству, что  русские оккупанты, каратели и империалисты пришли и захватили их родину. Внушали с телеэкранов, со страниц газет, в радиоречах. Довнушались. Сидят сейчас эти два, пардон, идиота в ИВС. А те, кто  их к этому подвигал, наплевали на них с высокой колокольни.

На сегодня всё.

21 января 2013 Культура

Еще новости