Почему создание платного парковочного пространства — это лучшая новость о развитии городской инфраструктуры Уфы лет за пять (с тех пор как начали создавать велодорожки). И что вызывает вопросы.
Давайте будем честны — места для личных машин всех жителей в городе хватить в принципе не может. Сейчас уже все дворы, улицы и городские площади перегружены автотранспортом. Посмотрев по-сторонам становится очевидно, что надежное решение уже давно придумано и успешно применяется даже не в сотнях, а в тысячах городах мира, да и в десятках российских. Это конечно же экономические регулятивные меры, а именно платная парковка.
Две ключевые функции — это наведение порядка с парковками за счет того, что появляется оператор, который заинтересован следить за соблюдением правил парковки, а значит оставленные тачки на тротуарах и газонах будут наблюдаться реже. Второе — это косвенное дестимулирование использования личного автотранспорта. Расскажу на примере из жизни. Приезжаю на машине в Хельсинки, еду в самый центр и битых пол часа ищу место для законной парковки, но не могу найти. Ставлю на платную, прогуливаюсь по набережной 40 минут, оплачиваю за парковку 3 евро (200 рублей) и, закономерно, не хочу больше этого делать. После этого поступаю иначе — ставлю машину бесплатно на окраине, еду в центр на общественном транспорте и спокойно гуляю, сколько хочу и бесплатно. Как итог — в городе создано пространство, дружелюбное к людям, а не огромная автопарковка. Машин в центре мало. Аварий почти нет. Воздух чистый. Все ходят и улыбаются. Аналогичные улучшения уже почувствовал на себе в Екатеринбурге, Казани и Тюмени.
Конечно, это не решение всех проблем, но это важный и кстати непопулярный, а значит очень смелый шаг. Необходимо подкрепить его и другими мерами развития транспортной системы, а именно:
1. Значительное улучшение городского общественного транспорта (нужен отдельный пост, чтобы раскрыть эту тему);
2. Создание продуманной пешеходной и велосипедной транспортных инфраструктур;
3. Успокоение траффика на городских улицах путем снижения скоростного режима, создание большего числа светофоров, пешеходных переходов и искусственных препятствий, а также сужение ширины полос и снижение рядности улиц;
4. Гарантирование неизбежности наказания за нарушения правил парковки.
Ну и многое другое, что щедро описано в книжках признанных экспертов транспортной науки, таких как Ян Гейл, Вукан Вучик и других.
Касаемо конкретного проекта концессионного соглашения и технического задания по созданию парковочного пространства — с ним можно ознакомиться по ссылке в первом комменте — у меня есть несколько вопросов, которые я оформляю в обращение к администрации города:
1. Одна из целей, обозначенная в ТЗ звучит как «Увеличение средней скорости движения транспортных потоков» — это очевидная ошибка. Хорошо бы ее устранить. Хоть наведение порядка с парковками отчасти действительно увеличит скорость проезда автомобилей, но это скорее побочный недостаток этого проекта, а точно не цель. На деле, целью развития городской транспортной инфраструктуры является повышение безопасности и комфорта горожан на улицах, а это достигается в том числе СНИЖЕНИЕМ скорости движения автотранспорта.
2. Заложенный соглашением лимит 11 500 машино-мест (раздел «Объем автоматизируемых процессов» технического задания) при сроках в 25 лет даже учитывая небольшую территорию проекта на мой взгляд — это слишком низкий охват. Я бы согласился с ним года на 3-4, но в перспективе десятилетий охват регулируемого парковочного пространства должен достигать процентов 90% автомест (исключаем те, что в собственности), а значит 200-300 тысяч на наш город, что при учете площади в данном соглашении должно давать не менее 50 000 автомест. Это же центр города, тут самый высокий спрос на парковку.
3. Сам по себе факт ограничения охвата оператором лишь 15 улиц создает неопределенность (или неясность для меня) — а остальные районы (Проспект, Зеленка, Черниковка, Дема и т.п.) будут торговаться по другим концессиям позже? А что если выиграет другой оператор, у нас появится две-три и более разных систем, а это разные номера для оплаты, мобильные приложения и так далее. Нельзя ли предусмотреть в соглашении эксклюзивное право концессионера на всю территорию городского округа? Тогда больше шансов, что придет более одного инвестора и будет реальный конкурс между ними. Сейчас же СитиР с большой вероятностью забирает эту тему достаточно дешево и на своих условиях (почти), а далее город будет привязан к данному оператору и может получать менее выгодные условия на будущих торгах. Уточню, не владею всеми деталями, буду надеяться на консультацию знающих людей.
4. Я не увидел в Техническом задании предоставления права (и обязанности) концессионера заниматься выявлением нарушений правил парковки на участках улиц соглашения, но ВНЕ платных парковок (это описано в 4 пункте Требований к эксплуатации Объекта). Возможно, это предполагается выполнять ныне действующим структурам, но эффективность их работы сейчас вызывает вопросы, а оператор парковочного пространства является очень заинтересованным лицом к максимальному эффективному выявлению нарушений и наказанию в этой части.
Если есть какие-то еще предложения или вопросы, пишите мне, я соберу все в одно обращение через несколько дней. Тема очень важная!