Почитал новость про то, что уфимские Антоны возмутились новой социальной рекламой и решил представить, как бы можно было это сделать по-другому. Чтобы не оскорблялись и чтобы задача решалась (извините за много букв).
Давайте отбросим в сторону все, что мы привыкли видеть в «социалках» на улицах Уфы и многих других российских городов. Я про грустного ребенка, ждущего папу, автомобили всмятку и квитанцию об оплате ЖКУ с красной полосой. Это просто «белый шум», который сознание отфильтровывает, поскольку это не несет никакой пользы, не имеет ценности для потребителя этой рекламы, и вообще ничем не отличается друг от друга.
Давайте подойдем к социальной рекламе, как к обычному маркетинговому инструменту. Задача рекламы — продавать. С помощью социалки государство (город, учреждение) «продает» своей целевой аудитории некий продукт. Своевременные алименты, трезвое вождение, уплату налогов вовремя, etc.
У этого продукта, как и у любого коммерческого, есть маркетинговые характеристики: сегментированная целевая аудитория со своими предпочтениями и ее возражения по поводу этого продукта,его преимущества, рациональные и эмоциональные «покупательские» выгоды на основе этих преимуществ, миссия, tone of vocie и так далее.
Если рассматривать 99% социалки с т.з. маркетинга — она не имеет шанса на успех, потому что не учитывает именно маркетинговые атрибуты социальных продуктов, которые «рекламирует». И делается это обычно либо для галочки клерка из районной администрации, потому что указание спустили, либо чтобы выиграть фестиваль «Рекламные самоцветы Поволжья» и повесить на стенку диплом.
Чтобы человек что-то «купил», нужно чтобы он увидел (в рекламе) и осознал свою выгоду. Иногда выгода это отсутствие риска. И я думаю, что правильная, работающая социальная реклама должна бить именно в риск и возможную боль. И такую боль фото девочки с мишкой, к которого оторвана лапа, вызвать у нормального человека не может.
Большинство мужчин не начнут платить алименты, потому что «дети грустят». Они все равно будут втайне думать, что жена все тратит на брови и на любовника. А школьную форму я и сам ему куплю. И в зоопарк свожу. Но есть осязаемая угроза — не платишь алименты, бывшая подает в суд, приставы закрывают тебе выезд за границу.
Ни один бухой водила не считает, что он может попасть в аварию или сбить человека. Он орел, лихой рубака и море ему по колено. А вот если тебя поймают, то при определенных отягчающих обстоятельствах можно угодить в тюрьму. И уж как минимум лишиться прав на пару лет. Вот это реально.
Ну и так далее. Такие риски можно найти в любом социальном «продукте», которые хочет продать нам государство.
П.С. Я совсем не изучал эту тему и социалкой мы в агентстве занимались, каюсь, очень и очень мало. Поэтому вполне возможно, что кто-то где-то уже такую идею реализовывал. Но 99% того, что висит на наших улицах, правда совсем не работает.
П.П.С. Если кому-то захочется эту тему развить, то мы с радостью БЕСПЛАТНО допилим идею и сделаем макеты.