В Башкирии паводок. По последней информации, которую я встретил на интернет-ресурсах, размыты дороги в Волково, в Демском, Калининском, Кировском районах. Впереди – «трудная фаза паводка»: вода рек Уфа, Дема и Белая может в ближайшие дни затопить несколько деревень и садовых товариществ в Уфимском районе. В регионе уже затоплены около трех сотен домов и более ста приусадебных участков.
Мы наблюдаем период большой воды, явления для нашего региона не частого, но регулярного. Чередование большой и малой водности – циклический процесс (цикл – 10-12 лет). Если предыдущие годы были относительно спокойными, то в этом году и в течение ряда последующих лет можно ожидать серьезных проблем.
И меня в этой связи очень беспокоит ситуация с противопаводковыми дамбами двух уфимских микрорайонов: «Цветы Башкирии» и Нижегородки.
В прошлом году мы разработали свои предложения, представив их на рассмотрение правительства. Речь шла о строительстве двух объектов защитных инженерных сооружений берегоукрепления: на р. Белой ориентировочной протяженностью 7 км в Нижегородке и на р. Деме — 5,1 км в микрорайоне «Цветы Башкирии». Эти дамбы должны были обеспечивать защиту более 3,6 тыс. домовладений и около 70 предприятий на территории Нижегородки и 1,9 тыс. домов в микрорайоне «Цветы Башкирии».
Территория «Цветов Башкирии», активно застраиваемая многоэтажными домами, расположена ниже уровня 1%-ной отметки затопления (93,14 м). В свое время проектом планировки предусматривалось строительство дамбы, защищающей территорию от паводка и подтопления грунтовыми водами, ветровым нагоном воды. Создание объекта планировалось в два этапа: первая очередь дамбы – защита паводковых вод р. Дёмы территорию «Семейного торгового центра «Мега-Уфа», магазинов «Сделай Сам» и «Касторама», на втором этапе — реконструкция существующей дамбы «Цветов Башкирии».
Сейчас от большой воды территория прикрыта лишь земляной дамбой. При худшем сценарии вода, размыв эту дамбу, может подняться до уровня второго этажа. А это уже не просто материальный ущерб, это угроза жизни людей, как случилось в 2012 году в Крымске Краснодарского края.
В качестве проектных решений мы предлагали для строительства нового объекта использовать свободный участок земли — недостроенную транспортную развязку возле семейного торгового центра «МЕГА Уфа» (сегодня в качестве дороги используется временный съезд). Двойное использование развязки позволило бы решить и транспортный вопрос.
Помимо этого, в микрорайоне «Цветы Башкирии» есть проблемы с очистными сооружениями, предназначенными для приема хозяйственно-фекальных стоков. Сразу уточню, что на территории функционируют несколько таких объектов: канализационные очистные сооружения ООО «Компания Крус» для «МЕГи Уфа» и очистные сооружения непосредственно для микрорайона. Если первые соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, то вторые построены на уровне подтопляемой отметки. То есть, в половодье содержимое этих сооружений, подпираемое водой из реки, поднимется и выйдет наружу, разливаясь на подтопленной территории.
Про дамбу в Нижегородке мы в свое время рассказывали на ресурсах Главархитектуры. Микрорайон располагается в 1-2 км от центра Уфы, ограничен с трех сторон р. Белой, часть территории периодически затапливается паводковыми водами реки. Мы предлагали строительство противопаводковой дамбы вдоль берега р. Белой.
Убежден, что действовать нужно немедленно, времени на административную раскачку уже не осталось. Финансовые ресурсы (сумма около 12 млрд рублей на возведение дамб в обоих микрорайонах) не предусмотрены региональным бюджетом. Да и условиях пандемии и борьбы с ее последствиями республиканский бюджет едва ли выдержит такую нагрузку. Потому единственный вариант – участие в федеральной целевой программе «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации», которая действует до 2024 года. Если наша заявка в эту программу не попадет, то перспектива плавающих в нечистотах микрорайонов обретет отчетливые формы.
Кроме того, есть еще один инструмент — облигации СОПФ (100% дочернее общество АО «ДОМ.РФ»), которые позволяют застройщикам финансировать строительство инфраструктуры на льготных условиях благодаря субсидии из федерального бюджета на оплату процентов (купона) по облигациям СОПФ.