Присоединяюсь к обсуждению места для памятника башкирского поэта Шайхзады Бабич и возмущению Азамат Галин.
Вот, буквально на днях говорили о Бабиче. Не о погоде, моде и иномарках, просто заговорили с ребятами о Бабиче, о тех шестидесяти зарубленных солдатах на маленькой площади в Зилаире — представляете эти реки крови по всему селу? О том, как случайно наши братское захоронение, оградили. Затем искали останки самого Бабича. Затем его перезахоронили в мечети «Венер»…
И — само собой — заговаривая о Бабиче или Салавате Юлаеве — ком в горле, слезы на глазах. Воины и поэты, это наши духовные коды, не просто исторические личности. И памятник Бабичу мы ждали ой, как долго. Каждый раз возникал вопрос — почему в Уфе нет ему памятника? Ведь это символ не только одного народа и его трагической судьбы (скажите, у какого народа судьба не трагична в кровавый двадцатый век?) — это символ умного, начитанного, светского и в тоже время очень религиозного молодого поколения башкир, татар, других тюркских народов, которые заканчивали медресе, были продолжателями династий мулл или самородками — но это было поколение, чья жизнь, надежды символично оборвались вместе с Бабичем — певцом своего поколения. Все — дальше уже дышала другая эпоха других людей…
Вот — дождались памятника. Вроде при заявленной открытости нынешнего времени, я лично не участвовала ни в одном голосовании о месте для памятника. Может — не увидела.
Не сомневаюсь в искренности намерения тех людей, которые выбирали. Ведь Бабич — это не только трагедия. Это молодость, задор… Но все же — трагедия… Молодость, задор, его фееричный юмор и природная веселость только подчеркивают эту трагедию.
Когда Алина Сулейманова (Alina Suleimanova) выставила фотографии у Телецентра, я подумала, что это только варианты для народного обсуждения. Но — как говорю — обсуждения не было. (могу ошибаться).
Первоначальный вариант был поставить у ГКЗ «Башкортостан». Тоже место не ахти — веселье.
Мои аргументы.
1. Согласна с Азаматом — площадь Салавата — есть площадь Салавата. Все. Точка. «Площадь Салавата начинается с памятника Бабича. Видите — там конь стоит вдалеке задом, сейчас и до Салавата дойдем» — так будут говорить экскурсоводы?
2. У памятника будут проводиться байк-шоу и шумные праздники, а Бабич будет одиноко стоять у сцены среди танцующей и веселящейся молодежи? Еще раз повторюсь — имя Бабич для многих — это очень значимый символ. Это не памятник Городовому.
3. Мало того, что это площадь Салавата. Конгресс-холл «Торатау», фонтаны, надпись UFA — в комплексе, это уже мощная достопримечательность, Телецентр с вышкой — также мощная достопримечательность. Дальше — Салават. Памятник Бабичу просто потеряется среди этого великолепия.
!!!! А теперь — конструктивно.
Есть прекрасное место для памятника. Вместо нелепого, по-церетелевски, очень странно появившегося памятника второму Салавату (вы все в курсе, что это памятник Салавату??))) с безжизненно поднятой рукой и в сидящем положении напротив БАГСУ самое логичное было бы поставить памятник Бабичу.
Вот как он странно появился — так его и надо передарить району какому-нибудь. Никто ведь так и не понял — кто он и зачем, разве не так?!.
И если там будет памятник Бабичу:
Ш. Бабич — политический деятель и сзади было бы здание общественно-политической направленности.
Красивое место, значимое во всех отношениях. Улица Заки Валиди. Неподалеку — Белый Дом. Башдрамтеатре, а 100-летие Башкирского театра напрямую связан с деятельностью Башкирского Правительства.
Неподалеку — знаменитый дом Ленина, 2.
Тихое, красивое место для самого любимого башкирского поэта многих поколений.
Фото этого странного памятника с надеждой на иное решение прилагаю.