«В 1924г. на улицах города появились первые автомобили для перевозки пассажиров. Это были грузовые автомашины, в кузовах которых были оборудованы деревянные скамейки, уфимцы назвали их открытыми машинами.
В 1930г. по улицам Уфы курсировали уже 7 автобусов, остановки никак не были обозначены.
В 1947г. появились первые такси. Сейчас население города пользуется услугами 479 маршрутов, 354 таксомоторов. Общая длина автобусных маршрутов — 288 км., 36% пассажиров перевозят автобусы, 47% — трамвай.
Трамвай — в 1934г. начато строительство первой трамвайной линии. В начале 1937г. был сдан в эксплуатацию первый одноколейный участок пути длиной в 5 км. по ул.Ленина/от ул.Октябрьской революции до Пермской, на котором курсировало челноком 5 вагонов.
Одним из первых вагоновожатых был тов.Зорин, удостоенный звания Героя Советского Союза в годы Великой отечественной войны. Его именем названо сейчас трамвайное депо №1.
Уже в первый год работы трамвай перевез 7,6 млн. пассажиров. В канун Великой Отечественной войны протяженность трамвайных линий составляла 36 км. В августе 1956г. вступила в строй трамвайная линия в длиной в 6,4 км. в Орджоникидзевском районе, а в конце года участок от треста №21 до управления Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего завода.
Сейчас протяженность трамвайных линий 125,8 км. на которых курсирует 306 современных вагонов, в т.ч. бесшумные комфортабельные чешские «Тетра». Это самый массовый вид транспорта, которым пользуется 47% пассажиров.
с 1959г. трамваи ходят без кондуктора.
В канун нового 1962г. в Уфе сдана в эксплуатацию первая троллейбусная линия по ул.Цюрупа, октябрьской революции, было всего 10 машин, сейчас их стало 96. Троллейбусом перевозится 17% пассажиров».
«….. Генпаном предусматривается строительство скоростного трамвая под землей в тоннеле от остановки Оперный театр до ул.Первомайской в северной части города. Длинна трассы скоростного трамвая достигает 68 км. и послужит основой строительства метрополитена».
Кроме того, в докладе упоминается бюст Мусы Гареева, дважды Героя Советского Союза, который в июле 1967г. на бульваре Слава был открыт в торжественной обстановке.
О планах сооружения памятника Героям Октябрьской революции и гражданской войны.
Отрывок из Доклада к 50-летию БАССР, подготовленного Д.Богатыревым, старшим преподавателем Уфимского авиационного института.
Архив Башкирского республиканского отделения ВООПИиК.