Ну а теперь собственно про пешеходные переходы. Тема давно просилась, но в связи с последними трагическими событиями, решил не откладывать.
Основную часть пешеходных переходов в России, можно смело называть территорией смерти, просто потому что в точке этих переходов одновременно сходятся:
1. Отвратительная организация движения в зоне этих переходов.
2. Уверенность, посеянная в людях, что если пешеход встал на зебру, то остановиться должна даже земля.
3. Низкое качество подготовки водителей и часто отсутствие культуры вождения у остальных.
Начнем, наверное, со второго. С уверенности пешеходов в своей однозначной правоте.
Я, наверное, вас удивлю, но утверждение, что пешеход всегда прав, тем более на пешеходном переходе, не совсем соответствует действительности. Да, раньше суды однозначно рассматривали ДТП на переходе в пользу пешехода, но Верховный суд РФ в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 (ред. от 24.05.2016) указал, что уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь.
Поэтому, если, к примеру, вы выскакиваете на пешеходный переход из-за какого-либо препятствия прямо под колеса автомобиля, а водитель, проезжая переход проявил должную осмотрительность то его вины в ДТП не будет. Тем более, что даже в ПДД, дословно «4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.» Конечно данный пункт ПДД практический не учитывается при определении виновного, но как минимум от него зависит ваша жизнь и здоровье.
Да и в конце концов, если вы видите на пути обычную лужу, то вы переходите её с максимальной осторожностью, чтобы не замочить ног, то почему, когда вы переходите дорогу, вы не ведете себя так же осторожно? Тем более, что в луже вы можете только замочить ноги, а на дороге оставить жизнь? То, что потом водителя посадят, является, если честно, очень слабым оправданием.
Отдельный разговор, это дети на пешеходном переходе, или переход с детьми. Один раз видел ситуацию, когда женщина с ребенком подошла к пешеходному переходу и ребенок даже, не понимая сути опасности, а где-то на подсознательном уровне остановился, а мама потянула его за руку со словами: — Пошли они обязаны нас пропустить! Если честно было огромное желание подойти и дать этой «маме» в лоб, потому что она заложила в ребенка программу, что на зебру можно просто выходить и все обязаны остановиться, тем более, что он не понимает, с какой скоростью можно идти, что такое тормозной путь. Он в следующий раз, если не дай бог будет один, просто не глядя по сторонам пойдет, а еще хуже побежит по переходу.
Повторять же отдельно, что при переходе дороги самим не стоит залипать в телефоне и стоит снимать наушники, я уже даже повторять устал. Хотя это уже поколение тех, кому мама говорила: — Пошли они обязаны нас пропустить! И они идут в наушниках с телефонами, их давят, а они идут и этот конвейер смерти построенный на уверенности в своей правоте, будет бесконечен, если его не разорвать.
Теперь об организации движения в зонах пешеходных переходов.
В России вообще организация пешеходных переходов отвратительная. Власти считают, что если есть полуистертая разметка и знак в кустах, о том, что это пешеходный переход, то они свою часть работы выполнили. При этом совсем не редкость на дорогах с разрешенной скоростью 60 км/час ты выезжаешь из-за поворота и вот он пешеходный переход и прямо на нем знак, а по нему бежит ребенок, потому что мама ему сказала: «они обязаны нас пропустить».
Пешеходный переход должен быть так четко обозначен, что у водителя просто не должно быть даже маленького шанса его проигнорировать, в том числе необходимыми техническими средствами обеспечивающими снижение скорости теми водителями, кто игнорирует переход преднамеренно, более того, все пешеходные переходы на дорогах с двумя и более полосами движения в одну сторону, должны быть регулируемыми, как минимум от кнопки, а сам переход и зона вокруг него при необходимости должны светиться в постоянном режиме, как новогодняя елка или как здание администрации города ночью.
Тут еще какая проблема, человеческий мозг не может совершать бесконечное количество операций одновременно, и часто выбирает самое важное, по его мнению, особенно в режиме монотонности и повторяемости событий и когда человек едет за рулем, мозг часто выбирает несколько основных факторов которые он контролирует, снижая внимание на остальное и включается на полную мощность только в случае нештатных ситуаций. Так вот, каждый, повторюсь каждый пешеходный переход должен быть для него нештатной ситуацией, активирующей его деятельность и внимание и как итог выработки соответствующих привычек.
Ну и собственно о культуре и подготовке водителей.
Тут проблема, что им редко забивают в голову, ровно с того момента, когда они сели за руль несколько простых истин, которые у них должны жить постоянно в подсознании, что при виде пешеходного перехода, он обязан переходить на другой уровень контроля ситуации. Что только им не объясняют, в том числе как проехать пешеходный переход, что бы менты не привязались, вместо того, чтобы вырабатывать в них ряд условных рефлексов при виде пешеходных переходов и собственно пешеходов, в частности при одном его виде переносить ногу с педали газа на педаль тормоза!
Ну и собственно несколько простых советов всем….
Пешеходам….
1. Не выскакивайте на пешеходный переход из-за препятствий, стоящих автомобилей, водитель, особенно без опыта вождения может просто не успеть на вас среагировать.
2. Если вы подошли к переходу и к нему подъезжает автомобиль, всегда смотрите в глаза водителю, если ваши глаза встретились, он вас видит.
3. На дорогах где две полосы в одну сторону и по одной из полос вас остановился и пропускает автомобиль, то вы должны убедится, что и на остальных полосах, вас пропускают. Тут мне очень нравится формулировка в ПДД Украины: «Пешеходы должны убедиться в отсутствии опасности на каждой полосе проезжей части, даже если они переходят дорогу по пешеходному переходу.»… золотыми словами на гранит: «на каждой полосе проезжей части»
4. Если вы переходите дорогу с детьми. То вы просто обязаны держать их за руку, а сами дети должны находиться относительно вас с права, не впереди, ни сзади, а справа и вы должны их прикрывать своим телом на дороге.
Водителю…
1. Зарубите себе на носу, что пешеходный переход для вас — это нерегулируемый перекресток, на который вы выезжаете со второстепенной дороги, вы же не выскакиваете на перекресток вылупив на лоб глаза и не глядя по сторонам, даже если не видите автомобиля.
2. Если вы остановились на пешеходном переходе и пропускаете пешехода, вы молодец, но этого мало, посмотрите в зеркала, если вы видите, что вас обгоняет другое авто и не собирается останавливаться, то попытайтесь остановить любым доступным способом пешехода.
3. И вообще, подъезжая к пешеходному переходу и видя там пешехода, учитесь включать аварийку. На неё лучше реагируют водители, которые едут сзади вас и это может послужить триггером, который включит их внимание.
Ну собственно всем. Уважайте друг друга, это касается и пешеходов, которые часто почувствовав, что их пропускают, начинают переходить дорогу прогулочным шагом, как будто они не по дороге идут, а гуляют в фае театра во время антракта. И самое главное, не забывайте о том, что государство вам дало преимущество на пешеходном переходе, но почти совсем не позаботилось о том, чтобы вы смогли им воспользоваться без вреда для своего здоровья и опасности для своей жизни. Быть инвалидом или мертвым, не самый лучший способ попытаться отстоять свои права!