Годный пост про пассажирский транспорт в мегаполисе. Специалистам — для внимательного прочтения. Просто интересующимся темой — тоже для внимательного прочтения 🙂
Перескажу отдельные моменты, с которыми согласен, применительно к Уфе.
1. Эксплуатация нормального городского общественного транспорта требует больших расходов. На содержание нормальной транспортной инфраструктуры мегаполиса нужны деньги из бюджета. Потому что частник не будет возить как надо, а будет возить, как ему выгодно. Город должен дотировать "неудобные" для частных перевозчиков маршруты.
2. Транспорт должен проектироваться заранее, а не после того, как город встал в пробках. Сначала — генеральный план города, потом — планировка отдельных территорий, потом — строительство. Точечная застройка, не предусмотренная ранее разработанной документацией — риск для нормального движения транспорта. В Уфе, возможно, считали количество людей, перемещающихся по городу. Но вряд ли анализировали, зачем эти люди по городу ездят.
3. С пробками можно бороться не только путем транспортных решений, но и за счет строительства или переноса объектов в городе. Например, если бы в Черниковке были крупные торговые комплексы, то люди бы не ездили через весь город в Икею и Метро.
4. Решение с рельсовым транспортом — трамваем — в целом логичное и перспективное. По экономическим и экологическим причинам.
5. Первоочередная задача — не строительство новых транспортных линий, а оптимизация существующих. Многие пробки в городе можно "рассосать" за вполне умеренные деньги.
6. Линия скоростного транспорта должна быть тесно увязана с другими транспортными потоками. Не будут люди иди пешком с проспекта на Зорге.
7. Всё движение общественного транспорта в городе должно быть согласованно и координироваться из единого центра.
8. Маршрутки должны работать на периферии, доставляя пассажиров из локальных участков к транспортным магистралям. На магистралях должен работать скоростной, четко организованный транспорт большой вместимости. То есть "Газелей" на проспекте быть не должно, а должны быть автобусы "Башавтотранса" (а правильнее — муниципального автопредприятия), с режимом движения, близким к работе метро.
Резюме: скоростной трамвай по Зорге-Блюхера — проект логичный и перспективный, но при соблюдении ряда условий. А правильнее было бы сначала навести порядок на проспекте Октября.