Программа ремонта подъездов в Башкирии

Я довольно долго не писал подробно и публично на эту тему, но таки видят небеса, что после всего, что хотели хорошего сделать с этим начинанием и во что оно превратилось в итоге, надо браться за ум и говорить как есть.

История началась с того, что в начале декабря 2018 года глава республики заявил на оперативке о старте этой программы.
На тот момент что это и как это будет выглядеть на деле конкретно никто не знал, в воспоминаниях только крутилось то, что будучи главой Красногорска, он запускал нечто подобное. Т.к. я внимательно читал все посты Хабирова, в том числе в тот период, мне это отложилось в памяти.

Ну ок, программу анонсировали, и……забыли аж до 23 января, когда на очередной оперативке глава поднял этот вопрос вновь, разнес всех в пух и прах, и поставил срок до 20 февраля, чтобы все решили по срокам, видам и прочим аспектам программы.

Что происходило эти полтора месяца между двумя совещаниями — мне неизвестно. Могу только сказать, что я пытался общаться и с министерством ЖКХ, и с мэрией Уфы, там говорили что все будет ок. К тому же, у нас в республике есть свои true общественники — Центр общественного контроля, поэтому полезные инициативы уфасити.ми в очередной раз немного по боку.

А полезного предлагалось — объяснить населению прописные истины:
— какие критерии попадания тех или иных домов в программу ремонта (спойлер — их нет до сих пор)
— когда в программу попадут дома, которые планируют ремонтировать после 2019 года (по примеру планов по капитальному ремонту домов, когда можно зайти на сайт и увидеть в каком году какие работы будут делать по вашему дому)
— что и как будут ремонтировать, и как это будет выглядеть на практике.

После встряски 23.01 началось вот что.
Тут требуется краткое отступление, дабы было понятно, о чем пойдет речь дальше.

Ремонт подъездов, ремонт лестничных клеток, текущий ремонт, вот это все — это виды работ, которые оплачивают жители в рамках статьи содержание, и эти ремонты должны делаться не реже, чем раз в пять лет. Обсуждать технологию и юридические тонкости долго, кратко можно почитать на сайте уфасити.ми, как должна планироваться ставка по содержанию, в том числе с учетом ремонтов подъездов, можно почитать тут, либо посмотреть видео, где я об этом рассказываю доступными словами.

Т.е., ремонт подъездов, это не вид капитального ремонта (это важно), потому что перечень работ, которые можно выполнять в рамках программы капремонта, прописан в жилищном кодексе, и, в частности по Башкирии, дополнен еще несколькими видами, которые утвердил Курултай (это тоже важно) своим законом. Подробности написаны у меня тут.

Так вот. То ли чиновники не решились донести до главы все трудности реализации, то ли для того, чтобы финансирование проходило через регионального оператора по капремонту, то ли еще с какой целью, но решили следующее.

1. Внезапно принимается Постановление Правительства РБ №28 от 28.01.2019 года, в которой «ремонт помещений общедолевой собственности (в том числе лестничных клеток, лифтовых и приквартирных холлов» теперь становится видом капитального ремонта, который может финансироваться за счет господдержки.
Еще раз, по буквам. Теперь ремонт подъездов — это КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ по нашему башкирскому законодательству.
И я сейчас даже не буду останавливаться на том, что делать тем, кто собирал (или у кого из жителей остались) деньги по статье содержание на эти ремонты, кто все таки в этом году будет делать ремонт за счет этих средств (а такие есть), как теперь будет планироваться и формироваться ставка по содержанию, как изменится (повысится или нет) ставка непосредственно по капремонту, которую платим сейчас, и т.п. Поверьте, для специалистов эти вопросы очень актуальны, а ответов пока нет.

2. Т.к. сроки поставили довольно жесткие (до 20.02 все порешать), то тут же по иерархии спустили четкие указания, все сделать еще быстрее и срочнее.
Список домов по Уфе, который будут ремонтировать по этой программе, появился 25 января 2019 года (через 2 дня после оперативки). Тут же спустили разнарядки по протоколам, подписям и прочим.

3. С 31 января по 8 февраля во всех ЖЭУ, районных администрациях Уфы и других местах оперативно и массово сгоняли ничего не подозревающих старших домов по этим спискам, которые, если хотели разбираться, задавали кучу вопросов, многие из которых до сих пор без ответа.
Например:
— у нас нет окон в подъездах, а эти работы заложены и предварительно осмечены, как нам быть и поменять на другие, нужные по подъезду. Ответ — никак, виды работ установили, делайте как хотите.
— нам не нужны пластиковые межтамбурные двери — давайте сделаем что то другое. Ответ аналогичен тому, что выше.
— у нас окна поменяны, что мы можем сделать другое. Ответ — виды работ за счет бюджета определены, все что хотите свое — за свой счет.
— нам нужно штукатурить все стены, а по ведомости только 20%, как нам быть? Ответ — берите то, что дают.
— мы хотим фиолетовые стены, а по протоколу только 3 вида покраски — зеленый, синий и еще какой то, каждый с двумя оттенками. Ответ — берите что дают.
— в протоколе мы должны решить сколько скидываться сверх установленных сумм, как нам выяснить, укладываемся мы в сумму или нет? Ответ — все что не по утвержденным работам — за свой счет, а сколько денег на это нужно — не известно.
— а уж по самим сметам, многие из которых жители просто не видели, многие из которых минимум дважды за неделю корректировались, я не говорю
— и куча других разных вопросов.

Я был на двух таких собраниях, и после них меня окружали с вопросами, на которые, насколько можно, я давал ответы.

Основной лейтмотив большинства жителей — дают — бери, бьют — беги. Т.е., раз программа «условно» бесплатная, т.е. деньги на ремонт дает бюджет а не скидываются сами жители, то надо тихо молча поставить подписи и ждать манны небесной. Все остальные разговоры что «жители будут решать» — от лукавого.

И я снова не буду останавливаться на том, что юридически вся эта движуха очень сильно не влезает в нормы жилищного законодательства, потому что как минимум о собрании необходимо уведомить как минимум за 10 дней, протоколы не соответствуют утвержденным Минстроям нормам и прочее прочее.

4. Итого, всем жильцам ультимативно сказали — до 15 февраля сдать протоколы и точка. То, что менять в них ничего нельзя, я писал выше. То, что дефектные ведомости (и соответственно суммы ремонтов) не прилагались к протоколу — тоже минус. То, что в протоколах тремя пунктами предлагалось за счет дополнительных видов работ, не входящих в утвержденный перечень, увеличить ставку по капремонту, но не объяснялось, как это сделать — тоже (хотя я знаю пару примеров, где якобы жители что то будут доплачивать сверх сумм — но это опять таки исключение из правил, когда из 543 домов 2, или даже 10, решили что то дофинансировать.

5. Дальше, по ремонтным дефектным ведомостям и самой программе. Тут уж точно без пары бутылок не разобраться. Как они выглядят — можно посмотреть на сайте Мин ЖКХ РБ.

Вот примерные вопросы и несостыковки, которые возникают и будут возникать при реализации программы в текущем виде:

  • Отсутствуют четкие и понятные разъяснения по ремонту помещений общедолевой собственности, по определению видов ремонта, определению предельной стоимости ремонта дополнительных работ — об этом написал кратко выше
  • В дефектных ведомостях, представленных региональным оператором заложены следующие работы:

           — Сплошное выравнивание штукатурки стен -20%
            — Сплошное выравнивание штукатурки потолков -20%
             Эти два момента нужно уточнить. Дома в очень плохом состоянии, во многих ремонт не делался 10, 15 и более лет, во многих подъездах надо не то чтобы 20%-ое выравнивание, а несколько раз по 100%, поскольку штукатурка отслаивается, два три слоя краски (или стены ее не помнят). Что делать в этом случае сверх 20% — это будет расцениваться как дополнительный объем работы и за дополнительное софинансирование? А если жители не будут скидываться — отремонтируют только 20% поверхности? Будет ли это капитальным ремонтом?

  • Указана работа: Окрашивание водоэмульсионными составами, а по факту стены окрашены клеевой или меловой побелкой — соответственно расценки разные, тогда разница будет оплачиваться как софинансирование?;
  • заложен ремонт поручня деревянного — во многих домах поручни уже отсутствуют — в этом случае установка нового поручня будет выполняться за счет софинансирования?
  • На всех форумах и информационных сайтах указан минимальный перечень работ финансирование которого пойдет за счет бюджета при этом в перечне указан: устройство козырька надподъездного, а в дефектных ведомостях на 2-х этажных домах про козырьки ни чего не сказано, а на 5-ти и 9-ти этажных домах — речь идет о ремонте бетонных козырьков, про устройство новых опять же ни чего не сказано, так же не сказано про замену ящиков слаботочных устройств и укладку проводов разных провайдеров в короба — вопрос: данные работы будут финансироваться за счет бюджета или как софинансирование жильцов?
  • В протоколе общего собрания собственников помещений в МКД имеются два пункта: 5 и 6 (фото выше), касающиеся утверждения предельно допустимой стоимости софинансирования доп работ и установление размера ежемесячного взноса на кап ремонт в случае дополнительных работ, при этом данные пункты из протокола убрать нельзя, а их можно будет правильно зафиксировать только после сдачи дефектных ведомостей региональному оператору, когда на их основе будет составлена сметная стоимость работ и зафиксирована сумма превышения финансирования из бюджета. Таким образом если жители даже согласятся на доп работы эти пункты заполнены не будут и протокол будет считаться не действительным? И значит кап ремонт подъезда выполнен не будет?
  • На сайте Мин ЖКХ РБ выложен Регламент по подготовке многоквартирных домов по ремонту подъездов. В регламенте перечислены виды работ которые управляющей компанией рекомендуется выполнить до начала производства работ подрядными фирмами регионального оператора. Означает ли что если управляющая компания по каким либо причинам (отсутствие денег в УК — незапланированная в начале года статья расходов, закрытые счета УК — а у нас многие УЖХ банкроты) не выполнит эти работы, то подрядчики не приступят к ремонту подъезда?

6. Теперь дальше. Сроки работ, которые докладывают главе, очень жесткие. С 15 апреля уже должны начаться первые ремонты, и глава запланировал на эти даты совещание по промежуточным итогам. В то же время, у меня сомнение бар. Как говорят, в руки редакции попал один доклад, в котором, мягко говоря, эти сроки вряд ли исполнимы, и вот почему.

Т.к. эти работы сейчас отдали регоператору по капремонту, то, в связи с большим объемом незапланированных мероприятий (им бы с обычным капремонтом справиться), да плюс в связи с резким уменьшением кадров в этой организации (в конце прошлого года уволили большое количество сотрудников из за скандала с судом с мэрией, плюс стандартная текучка, плюс новое руководство регоператора и новая волна перераспределения портфелей), по работы из п.6 из фотографии выше делать просто некому. В связи с этим, работы по разработке сметной документации отдадут подрядчику, с которым только 16.04.2019 (п.7) планируют заключить договоры. Потом 2 месяца эта документация будет разрабатываться, и лишь 19.06.2019 ее планируют получить (п.8). И лишь после получения всех сумм и утвержденных смет, после 19.06 будут делать аукционы по выбору подрядчика на проведение этих ремонтных работ. Т.е., при хорошем раскладе, маляры и штукатуры зайдут в подъезды в лучшем случае в конце июля — начале августа. Говорят ли об этом главе? Вряд ли. Будут снова наспех кроить все эти планы и быстро быстро переделывать? Наверняка.

Ну вот если коротко, то программа сейчас вот такая.
Выводы делайте сами, я тут для вас собрал и систематизировал информацию как мог.

19 февраля 2019 ЖКХ Полезное
Источник: https://glava-semyi.livejournal.com/162690.html