Простые и сложные люди

 Вот из дома вышла девочка в чистом синеньком платье в горошек. Качается на качелях. При ней ни разу не ругались матом, она не видела пьяных родственников и даже не представляет, что это такое. У нее в голове стихи и глупые чистые мыслишки. И никаких противоречий.

"Богачи", — думают простые люди, списывая все что видят на деньги. И ничего, что домик богачей облез, а кусты неухожены. У них есть то, чего нет у простых людей — этой невинной девочки и седого вечно трезвого породистого деда, не стесняющегося улыбаться.

http://drosselmayer.livejournal.com/136337.html

Когда мы называем человека простым, смысл зависит от контекста. Прямой смысл — человек недалекий, не слишком образованный. Переносный смысл — человек, который пытается чего-то добиться без излишних формальностей и условностей. И та и другая формулировка не слишком положительно характеризует человека.

Сложными мы называем людей в плане характера. С ними трудно иметь дело, под них непросто подстраиваться, взаимодействие с ними затратно в плане эмоциональной энергии, иногда до потери смысла этого самого взаимодействия. Тоже характеристика не из лучших.

У нас много простых людей, которые одновременно являются сложными. Простые в плане образа мыслей, воспитания и мироощущения, сложные в плане взаимоотношений.

Для людей, не являющихся простыми и не обладающими сложным характером, определения в русском языке нет. Точнее, уже нет.

Советская система, в которой многим из нас довелось вырасти, приветствовала простоту в людях. Простые люди удобны. Они не задают неудобных вопросов, в них развиты исключительно общественно полезные функции: профессиональные навыки на пользу стране, базовые навыки ведения быта и воспитания детей.

Простые люди добрые и терпеливые. Именно таких нам показывали по телевизору. С них полагалось брать пример.

Некоторые виды деятельности, правда, уводили от простоты. Ученые, некоторые инженеры, деятели искусства порой развивали в себе аналитические способности и кругозор. Они переставали быть простыми. Они могли рассуждать о разных вещах, у них появлялись странные и непривычные простым людям привычки и жизненные установки. Но, как ни странно, они приобретали определенную притягательность. Вместо того, чтобы бежать от них, к ним тянулись.

Вспомните, к примеру, дачный архетип советской поры. Мечту. Идеал. Я говорю о писательской или профессорской даче, с верандой, на которой пьют чай, с низко висящим абажуром, в свете которого общаются за круглым столом. Обязательное пианино или рояль, деревянный стол с пишущей машинкой. Кухня с расписными тарелками в серванте. Какой-нибудь седой культовый дедушка, на котором гроздьями виснут внуки. Его хорошо сохранившаяся бабка, обладающая даром правильной русской речи и внешностью театральной гардеробщицы.

Миллионы простых людей старательно имитировали эти веранды, эти абажуры и круглые столы, завистливо проходили мимо редких дач "непростых" людей, заглядывая за забор.

Вот из дома вышла девочка в чистом синеньком платье в горошек. Качается на качелях. При ней ни разу не ругались матом, она не видела пьяных родственников и даже не представляет, что это такое. У нее в голове стихи и глупые чистые мыслишки. И никаких противоречий.

"Богачи", — думают простые люди, списывая все что видят на деньги. И ничего, что домик богачей облез, а кусты неухожены. У них есть то, чего нет у простых людей — этой невинной девочки и седого вечно трезвого породистого деда, не стесняющегося улыбаться.

С веранды их дома хорошо выходить в туманное утро за каким-то лешим. Простые люди тоже пробовали выходить, но зябко, сыро, рано и комары.

И тут приходит осознание, что есть люди простые, а есть непростые, и что эта "непростота" не висит на дереве, ее не вручают с университетским дипломом, что ключ к ней не в абажуре и не в веранде с комарами и обжигающим чаем.

Ключ к "непростоте" лежит внутри каждого человека. И было время, когда даром "непростоты" владели многие люди от сапожника до профессора, от швеи до графини. Сейчас это трудно уловить, можно лишь почувствовать. Если рассматривать старые фотографии, сделанные до революции, то можно обратить внимание на глаза людей того времени. Часто во взгляде многих живших тогда читалась уверенность, гордость, достоинство. Такие люди не просто живут, а строят свою жизнь, выращивают ее словно кристалл в солевом растворе. В мещанской квартире, в усадьбе, в деревенской избе. Маленькие личные вселенные.

Именно их первым делом растоптали изуверы, разрушили кристаллы, оболванили, уравняли. Изуверы хотели тотального контроля, абсолютной власти, которая возможна лишь над простыми, пустыми и покорными людьми.

Остались редкие заповедники, обиталища творческих и научных элит, да отдельные островки жизненной силы среди не относящихся к элитам. Остальные… Взгляды затравленные или наглые, лихорадочное веселье или беспробудная тоска. Все от слабости, от страха, от неуверенности. Даже герои, даже победители. Смотрят в камеру, а сами в ужасе от того, что час славы миновал, дело завершено, и жизнь снова вынуждена катиться по наклонной. Туда, в бутылку, в ежедневный бытовой ад.

Поколению сильных нанесен непоправимый ущерб. Конечно, время лечит. Поколение за поколением, судьба за судьбой все переменится. А нас с вами запомнят как странное переходное звено, ищущее всю жизнь, но ничего не находящее. Мечтающее о потерянных ощущениях туманного сырого утра на старой даче и о скрипучих качелях в тени деревьев.

13 декабря 2012 Жизнь
Источник: http://galareana.livejournal.com/160098.html

Еще новости