"Актамыр" обращается к нам, уважаемые родители школьников, чтобы мы проявили законопослушность и изучали башкирский язык в обязательном порядке, даже там, где АБСОЛЮТНО НЕТ языковой среды — в чувашской деревне, например, или в марийской деревне, или в большом городе, где среда башкирского языка ограничивается министерством образования и, наверное, министерство культуры (там не была).
Еще раз повторяю, я — за ДОБРОВОЛЬНОЕ изучение башкирского языка в РУССКОЯЗЫЧНЫХ школах, то есть, в обычных общеобразовательных школах, в таких же, как школы соседней Челябинской области, например, где тоже не только русские живут, но все — русскоязычные, где учеников башкирской национальности — раз — и обчелся. А часто даже и раза нет..
Но что-то я не понимаю: для чего обращение-то написали?
Вы можете себе представить, чтобы родителей школьников просили проявить законопослушность и изучать математику или химию, русский язык или физику?
Странное какое-то обращение. Очень странное.
Обращение общественной организации «Актамыр» к многонациональной общественности и народу Республики Башкортостан.
Обязательное изучение государственных языков нацреспублик РФ не отменено
Дорогие сограждане, соотечественники, земляки!
Как Вам известно, в конце декабря 2012 года Президент В.В.Путин подписал федеральный закон «Об образовании». Данный закон противоречив, во многих его статьях нарушена преемственность предыдущих законодательных актов, и некоторые даже не соответствуют определенным статьям Конституции Российской Федерации.
Необходимость принятия закона «Об образовании» в новом содержании вызвана со многими изменениями в общественно-политической жизни РФ и прежде всего новым политическим курсом нынешнего правящего режима. Этот курс нацелен на ликвидацию национальных республик как государств в составе России, что противоречит Конституции РФ.
Все эти процессы начались еще в 2007 году с принятием федерального закона №309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», по которому во всех законодательных актах РФ был ликвидирован «национально-региональный компонент».
Реализация этого закона во всей системе образования России осуществлялась поэтапно. На начальном этапе со всех учебных планов были исключены предметы регионального компонента, а с 2010-2011 учебного года с 1-го класса был введен Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). По этому стандарту в учебных планах общеобразовательных учреждений из предметов национально-регионального компонента сохранился только родной язык, а остальные предметы ликвидированы. В Башкортостане вместо таких предметов, как «История, литература, культура Башкортостана», башкирский язык как государственный язык республики введен предмет «Окружающий мир», что является нарушением Конвенции о правах ребенка, ратифицированной РФ в 1990 году.
В конце 2012 года под давлением русскоязычной общественности Республики Татарстан и Башкортостана в Госдуме подняли вопрос об обязательном изучении государственных языков в национальных республиках РФ. Госдума ФС РФ с октября месяца 2012 вынесла на повестку парламентской деятельности обсуждение проекта нового содержания Федерального закона «Об образовании». При принятии этого закона федеральные власти преследовали цель – ликвидировать обязательное изучение национальных государственных языков этих республик.
Однако, намерению федеральных властей не удалось сбыться. С 1 по 10 декабря 2012 года одновременно в республиках Приволжского федерального округа были проведены акции в защиту изучения государственных языков в национальных республиках России. Все эти усилия национальной общественности республик не прошли даром. При принятии закона во втором чтении депутаты одобрили некоторые редакционные изменения, введенные комитетом по образованию и науке Госдумы ФС РФ. К таким действиям депутатов вынуждает и Конституция РФ,где во втором пункте ст.68 прописано «… Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации…»
В принятом законе «Об образовании» положение об обязательном изучении государственных языков национальных республик закреплено в статьях 6 и 14. Статья 6 закона гласит «Вопросы изучения государственных языков республик в составе РФ регулируются законодательством этих республик». А в статье 14 п.3 оговорено, что в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики РФ, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик РФ в соответствии с законодательством республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами…
Таким образом, федеральный закон ссылается на законодательные акты республик в составе РФ. В законе Республики Башкортостан «Об образовании» вышеуказанное положение отражено в статье 7 «Язык (языки) обучения», где оно гласит «…Башкирский язык как государственный язык Республики Башкортостан изучается в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования в рамках примерных основных образовательных программ…»
На основе вышеизложенного общественная организация «Актамыр», обращаясь ко всей многонациональной общественности и народу РБ, надеется, что в будущем 2013-2014 учебном году родительская и педагогическая общественность г. Уфы проявит законопослушность при реализации прав своих детей на образование.
Башкирский центр содействия народному образованию (БЦСНО) «Актамыр». Январь 2013 год, г. Уфа, РБ.