На днях в Уфе прошла премьера британской документалки “Нуреев: его сцена – весь мир“ (2018). Фильм был показан в рамках проекта TheatreHD в кинотеатре Синема парк в Галерее Арт и собрал почти полный зал.
Не удивительно, что личность великого танцовщика, чьи детство и юность прошли в Уфе, вызывает большой интерес уфимцев. Удивительно другое: что у нас до сих пор нет ни памятника Нурееву, ни дома-музея.
Нашей гордости хватило только на малозаметную мемориальную доску на стене оперного театра и на безликую улицу его имени в спальном районе городе. Пишут, что наших махровых гомофобов и замшелых патриархалов не устраивает сексуальная ориентация танцора (“Как можно ставить Нурееву памятник, он же гей! Такова была реакция в Горсовете. О чем тут говорить!“ – рассказал один из членов Союза художников России). Но не всё так плохо в нашем королевстве: в прошлом году вопрос установки памятника был вновь поднят на заседании Общественного совета по культуре. Посмотрим что из этого выйдет. А пока память не увековечена, власти несмело топчутся и это – величайшая несправедливость, потому что масштаб гениальности и заслуги Рудольфа Хамитовича в мировом балете громадны и неимоверно поражают.
Кто-то из деятелей искусства когда-то сказал, что есть три великих столпа в истории русского балета – Анна Павлова, Вацлав Нижинский и Рудольф Нуреев. Если первые два жили в другую эпоху, то в случае с нашим современником и земляком всё обстоит ближе и роднее. Чтобы поразиться его личностным взлётом, достаточно проследить путь Нуреева от “дикого“ мальчика из голодающей Уфы до всемирно известного танцовщика, который после, уже будучи хореографом в труппе Гранд Опера, учил европейцев балетному искусству. Предельная высота. Олимп. Нуреев — культурный феномен.