Сегодня, 27 июня на заседании Госсобрания — последнего в этом созыве — будет принят Закон об Образовании в Башкирии. Нас-то, конечно, интересует шестая статья пункт второй.
Беру смелость предположить, что в прежней, промежуточной формулировке. Еще не Татария, где прописаны равные объемы русского и татарского, но уже и не большинство остальных национальных регионов, как, скажем, Удмуртия, где титульный язык русскими школьниками изучается добровольно.
Очевидно, звучать этот пункт будет примерно так: «Башкирский язык как государственный язык Республики Башкортостан изучается в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (организациях) на территории республики».
Во всяком случае, соответствующий комитет Комитет в Госсобрании именно такую формулировку предложил. По слухам, при принятии не было кворума. Послушайте, сограждане, а что вы хотели от такого комитета? Из 15-ти – только трое русских , только два татрина и десять башкир. Причем из русских – ни одного филолога – два дяди от бизнеса (Даско плюс какой-то технарь-пенсионер, говорят, хороший человек, но явно не в теме языкового вопроса) , да донельзя забитый минобразом директор математического лицея из Нефтекамска, и правит бал в его лицее завуч по региональному компоненту).
Две трети в комитете –титульные, да какие титульные — лицедейка Юнусова и литератор Бикбаев – те, что написали донос на Уфагубъ, сайт, который первым поднял проблему принудительного изучения башкирского языка нетитульными детьми.
В общем, будет стоять «изучается». Кто-то обрадовался, кто-то запаниковал – Обязательно! Остается обязательным! Выводы, на мой взгляд, поспешные.
Ну так вот, де факто башкирский для русских детей не является и сегодня обязательным, и не остается таковым в случае принятия приведенной выше формулировки. В формулировке слово «обязательный» отсутствует и объемы преподавания не указаны. Не указаны и типы образовательных учреждений: в детских садах башкирский можно и не учить, а детский сад – тоже образовательное учреждение, только дошкольное. Нет указания – во всех учреждениях. Закон гласит лишь, что в каких-то, понимаешь, учреждениях, башкирский язык изучается – а сколько часов и в каких классах – не сказано. То есть если башкирский язык будет преподаваться в нескольких школах по одному уроку в день в 5-7-ых классах – это тоже будет соответствовать расплывчатой формулировке госсобранцев.
Давайте признаем – если русский (татарский, башкирский, марийский) ребёнок действительно не желает учить башкирский и его родители готовы стоять до последнего, он его и не учит. В Башкирии не один десяток детей разных национальностей в разных городах и весях уфимского края башкирский язык не изучают! Выдам военную тайну – уже получены аттестаты, где нет приписки и том, что ребенок учил башкирский, и это полноценный аттестат.
Есть школы в сельской местности, где башкирский язык не учат всей школой. Всё зависит от личности директора школы.
Смею предположить, что таких детей и школ со временем будет все больше и больше.
Смею предположить, что подобная формулировка в дальнейшем не устроит ни оголтелых башнационалистов-русофобов, ни большинство родителей русскоязычных, татароязычных, и так далее детей. То есть не устроит большинство населения региона.
Для примера могу привести Бурятию – от бурятских националистов уже звучало предложение «сделать как в Татарии». Наших местные башнационалисты тоже до таких призывов додумаются. Все этнонационалисты одинаковы, и всем им пальца в рот не клади — любые уступки и поиск компромисса эта публика воспринимает как проявление слабости. Я считаю, что русским нашенского края «как в Татарии» не нужно.
Русскоязычные родители, как мне сказали, «категорически не удовлетворены таким положением дел и будут подавать в прокуратуру на неправильно организованные общественные обсуждения».
Лина Серегина имела разговор с родителями-единомышленниками, и пришла к выводу: «мы поняли, что надо усилить свои действия и действовать через суды и прокуратуру». И продолжила
— Мы надеемся, что разумные силы победят при обсуждении принятия закона об образовании и родителям больше не придется бороться. Наступит наконец-то спокойное время, все сосредоточимся на учебе и детях. Эта затяжная война утомляет, и люди перестают доверять власти. Власти обязаны защищать большинство.
Нужно прекратить эту войну поскорее и заняться делом — разрабатывать нужные учебные планы, оповещать родителей об их правах, обучать директоров работать с родителями, выяснять их потребности.
Нужно поднимать общий уровень образования, а с одновременным изучением нескольких языков ОБЩИЙ уровень поднять невозможно. Поднимается уровень только части детей, — способных к языкам, но у них и так есть все возможности для изучения нескольких языков
Я лично была бы и против того, если бы обязательным ДЛЯ ВСЕХ без исключения сделали изучение двух иностранных языков — например, английского и немецкого. Средний ребенок это не тянет, тем более, ребенок из села, например. Кому нужны многие языки — пожалуйста, языковые школы либо классы
Любой второй иностранный язык во всех классах, начиная со второго — не нужен ДЛЯ ВСЕХ. Хоть башкирский, хоть китайский, хоть немецкий. Страдает именно ОБЩИЙ уровень образования детей, средних обычных детей. Им нужно больше русский язык и литературу изучать.
Депутатам давно пора понять, что они обязаны защищать большинство, обязаны защищать образование наших детей, обязаны думать о будущем процветании нашей страны, а без хорошего образования хорошего будущего не будет. Поэтому надо политику и политические амбиции малой части населения отложить в сторону и думать о будущем,- о детях и их образовании, о поднятии общего образовательного уровня. А при нынешней системе, когда все дети, независимо от способностей, вынуждены изучать по три-четыре языка, это просто невозможно. Депутаты! Думайте о детях! Забудьте про свою национальную политику!
Продолжение следует