Сегодня я пыталась не просто рассказать о существующих проблемах в сохранении объектов культурного наследия, но и предложить рекомендации экспертов для улучшения и спасения наших памятников. Плюс была подготовлена мною презентация, которая наглядно демонстрировало как отсутствие того или иного документа (который должен быть по закону) приводит к деградации всей территории исторической Уфы.
Прошу под постом оставлять свои комментарии, свою критику и предложения. А постараюсь пояснять, если что будет не ясно. Сам доклад я выложу в трех постах,
Вопросы, которые будут подняты сегодня в моем докладе, мы, Архзащитники, прорабатывали давно. В последний месяц мы провели несколько круглых столов, в том числе и заочно с привлечением федеральных экспертов.
По сведениям Башкультнаследия в Уфе на государственную охрану поставлен 791 объект культурного наследия, включая и объекты монументального искусства и мемориального значения.
При этом основными проблемами по охране и использованию таких объектов являются:
Однако у нас в Уфе очень мало уделяется внимания сохранению наследия всемирно известных мусульманских деятелей. Отсутствует музей ислама, жизни и быта муфтиев России, сносятся дома, наследие теряется, не издаются труды ученых, уроженцев республики.
Между тем, до сих пор сохранились и в настоящее время под угрозой уничтожения дома Зия Камали – это ректора и основателя первого высшего учебного заведения республики — медресе «Галия», имам-хатыба Второй и Третьей соборных мечетей Уфы, а также дом муфтия России Салимгарея Тевкелева, который похоронен у стен Первой соборной мечети Уфы, дом Марьям Султановой-Акчуриной, которая возглавляла первое в России мусульманское дамское общество, созданное в Уфе, комплекс зданий Третьей соборной мечети Уфы.
Таким образом, первоочередными и средне срочными задачами мероприятий по охране объектов культурного наследия города Уфы являются:
В 2020 году:
1) подготовка комплексной концепции сохранения историко-культурного наследия Уфы, в том числе, с учетом её роли в развитии ислама и межконфессионального диалога;
2) оперативное проведение оценки технического состояния расселяемых зданий-памятников и составление перечня первоочередных противоаварийных и ремонтно-реставрационных работ;
3) оперативное проведение консервационных и антивандальных работ на расселенных объектах культурного наследия с целью предотвращения проникновения вандалов, кладоискателей и бездомных (например, заключение договора с вневедомственной охраной, установка сигнализации, иные мероприятия);
4) выработку механизма ускоренного перевода расселенных зданий со статуса жилого объекта в нежилой, максимально сократив сроки перевода до 1-2 мес.;
5) разработку и утверждение муниципальной программы приватизации объектов культурного наследия Уфы, находящихся в неудовлетворительном состоянии;
6) в целях исключения фактов утраты объектов культурного наследия и искажения исторической среды, принять соответствующие мер, запрещающие высотную застройку в историческом центре (с учетом решений, проработанных в рамках концепции сохранения и развития исторических территорий).
7) установление зон охраны объектов культурного наследия, то есть, определить территорию вокруг объектов, на которой запрещено строительство, приводящее к колебаниям почвы и повреждениям памятника. При этом на отдельные территории необходимо установить статус достопримечательное место;
8) установить территории объектов культурного наследия;
9) организация и проведение государственной историко-культурной экспертизы выявленных объектов культурного наследия с целью принятия решения об их включении в единый гос реестр объектов культурного наследия с установлением территорий объектов культурного наследия.
В 2021 году:
• разработка и утверждение предметов охраны объектов культурного наследия (с учетом решений, проработанных в рамках концепции сохранения и развития исторических территорий).
Кроме анализа проблемных моментов сохранения ОКН (Объектов культурного наследия), я предложила и дальнейшую программу, разработанную совместно с нашими уфимскими экспертами и из соседних регионов, которые отозвались на мою просьбу о помощи.
2. Сохранение трех исторических ядер города Уфы
Уникальная особенность города – наличие сразу трех исторических ядер со своими особенностями пространственно-планировочного развития. В них сосредоточены почти все объекты культурного наследия. И каждое из них требует особого подхода к сохранению памятников и их историко-градостроительной среды.
Большая часть объектов культурного наследия расположена в историческом центральном ядре, сформировавшемся в XIX в. с регулярной планировкой. Эта часть города требует разработки проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия с разработкой единой охранной зоны, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зоны охраняемого природного ландшафта.
Конкретные очертания границ зон следует устанавливать исходя из результатов историко-культурного обследования, визуально-ландшафтного анализа, всесторонних натурных исследований.
Разработка проекта зон охраны должна вестись параллельно с разработкой Генерального плана города Уфы и возможно — концепцией развития исторических территорий города (о которой будет доложено ниже). Это позволит убрать конфликт между необходимостью сохранения объектов культурного наследия и возможностью развития исторической среды города.
Будут созданы прозрачные и равные условия освоения территории, что в конечном итоге, существенно повысит инвестиционную привлекательность данной территории.
Другая часть города – Старая Уфа — не имеет регулярного плана. Территория представляет большую ценность именно своей пространственно-планировочной структурой. Это последний представитель самого распространенного до середины XX в. морфотипа индивидуальной жилой застройки с постановкой дома по красной линии улицы. Кое-где встречаются деревянные дома на 2-3 семьи или даже раннедоходные каменные здания.
В настоящее время этот тип застройки в Уфе сохранился только здесь. Ее сохранение – дань памяти старой Уфе, возможность представить себе как выглядел город большую часть своей истории. Почти вся застройка здесь не имеет охранного статуса и часто находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Поэтому без оперативных мер по ее охране она может быть полностью утрачена в недалеком будущем, что сильно сократит градостроительное разнообразие городской ткани.
Установления статуса Достопримечательного места для данной территории обеспечит возможность сохранения ценных ландшафтных и природных характеристик территории (путем их внесения в предмет охраны достопримечательного места) при одновременной возможности детального регулирования предельно допустимых и архитектурно-стилистических параметров застройки.
Выявленные объекты культурного наследия могут быть внесены в предмет охраны достопримечательного места, что обеспечит их сохранение без придания им статуса объектов культурного наследия.
Третье историческое ядро Уфы – район Черниковка (ранее город Черниковск). Уникальность этой территории в том, что это значительная по площади часть города, выстроенная по единому плану почти в одно время. Это один из лучших представителей сталинского архитектурного и градостроительного ампира даже в общероссийском контексте.
Уникальность места еще и в удивительно высокой степени сохранности не только планировки, но и застройки и даже отдельных элементов благоустройства и малых форм. Значительная часть зданий здесь является выявленными объектами культурного наследия. Таким образом, историко-градостроительная и природная (парки) среда объектов культурного наследия сохранилась здесь наиболее полно.
Для сохранения и преемственного развития данной территории целесообразно установить для данной территории статус достопримечательного места. Этот статус позволит сохранить уникальный по масштабам район с единым архитектурным и градостроительным стилем сталинского ампира.
На данной территории находится большое количество выявленных объектов культурного наследия, имеющих жилую функцию. Целесообразным видится включение их в предмет охраны достопримечательного места в статусе исторически ценных градоформирующих объектов с установлением жестких ограничений по сохранению их историко-культурной ценности. С одной стороны, данное решение позволит облегчить процедуру капитального ремонта жилых домов, с другой обеспечит их сохранность.
Установление статуса достопримечательного места позволит обеспечить формирование стабильных и прозрачных требований к развитию этой территории при условии сохранения ее уникальных характеристик действительно комфортной городской среды.
3. Концепция устойчивого развития исторических территорий
В целом, Уфа до сих пор еще сохраняет отдельные фрагменты городской ткани, состоящей из малоэтажных, преимущественно индивидуальных деревянных частных жилых домов, поставленных по красной линии улицы, как правило, с небольшим участком, уходящим в глубину квартала.
Сомасштабность рядовой застройки и градостроительных доминант, обилие зелени создают индивидуальный, ни на что не похожий образ уютного исторического города. Город предпринимает меры по сохранению отдельных ценных элементов застройки в качестве объектов культурного наследия, однако их историко-градостроительное окружение быстро утрачивается.
Утрата контекста в значительной мере нивелирует ценность и самого памятника, поскольку объект культурного наследия становится чуждым элементом в новой градостроительной ситуации. Историческая застройка заменяется на безликие, мегалитические постройки неоднозначной архитектуры, хаотически разбросанные по территории города. Это приводит к утрате идентичности городской среды, восстановить которую в будущем будет невозможно никакими методами.
Однако плотность и насыщенность исторического города не соответствуют современным представлениям о городе. Поэтому простая консервация существующего положения приведет к деградации среды, постепенному разрушению социальной инфраструктуры и в конечном итоге, уходу населения и бизнеса с территории.
В данной ситуации необходим комплексный многоступенчатый подход, направленный, с одной стороны, на выявление и бережное сохранение не только отдельных объектов, но и их исторической градостроительной среды, с другой, на возможное уплотнение среды, насыщение ее дополнительными общественными функциями, создание современного качественного благоустройства.
Необходимо привлечение активных участников: местных экспертов, представителей локальных сообществ, бизнеса, властных структур и общественных организаций. Это должна быть комплексная городская программа — концепция устойчивого развития исторических территорий города, включающая ревалоризацию старой застройки центра и бережную ограниченную докомпоновку городской ткани новой застройкой, масштабно и стилистически преемственной по отношению к исторической.
Концепция устойчивого развития исторических территорий может состоять из следующих основных блоков, предлагаемых с учетом подходов устойчивого развития территорий: Человек – Среда – Бизнес – Управление.
• Человеческий капитал. Социологические исследования.
Для понимания процессов, происходящих в городе, необходимо провести комплексные социологические исследования, которые позволят выявить основные проблемы, потребности горожан, отдельных сообществ и местного бизнеса.
Активное вовлечение горожан в процесс проектирования городских территорий не дань современной моде, а насущная необходимость. Это позволяет на самых ранних стадиях проектирования и реализации проекта решать конкретные проблемы, действительно волнующие горожан, что в свою очередь ведет к наиболее эффективному расходованию бюджетных средств.
Активное привлечение бизнеса, выявление его потребностей и учет их в проекте, позволит добиться максимальной инвестиционной привлекательности, и, как следствие, повышению налоговых поступлений в бюджет.
Взаимодействие с экспертами, градозащитными организациями и культурными институциями позволит выявить ценные элементы застройки, благоустройства, возможно, нематериальные культурные ценности, не имеющие статуса объектов культурного наследия, но важные для сохранения идентичности городской среды города Уфы. Кроме того, активная работа с местными сообществами, вовлечение их в процесс проектирования на всех стадиях, обеспечит понимание и поддержку проектных решений жителями, позволит избежать социальной напряженности, все чаще сопровождающей публичные слушания проектов планировок территорий и Генпланов городов.
• Сохранение городской среды и развитие историко-культурного потенциала.
Главным звеном в структуре любого исторического города является его историко-культурный каркас, формирующий лицо города, его культурную идентичность, точки притяжения, генерирующий туристический поток. В этом отношении Уфа имеет значительный и пока не реализованный потенциал. Для его реализации необходимо проведение комплекса мероприятий, направленных на сохранение как отдельных объектов культурного наследия, так и их историко-градостроительного окружения в комплексе с ограниченным развитием отдельных исторических территорий, разработкой дизайн-кода, комплексным благоустройством исторической части города.
Результатом реализации этих мероприятий станет появление современного узнаваемого городского центра, насыщенного туристической и иной инфраструктурой, создающего значительное количество рабочих мест, удобного для жизни местных жителей и приезжающих.
Бережная докомпоновка застройки позволит значительно увеличить плотность застройки, что в свою очередь позволит насытить центр общественными культурными и деловыми функциями. Современное благоустройство позволит связать отдельные элементы застройки в единое непрерывное общественное пространство, будет способствовать улучшению социального и делового климата, улучшению экологической обстановки.
• Бизнес
В результате реализации Концепции должно обеспечиваться увеличение количества коммерческих площадей и туристического потенциала территории. Должны проводиться образовательные семинары и круглые столы для бизнеса и инвесторов об особенностях нормативно-правового регулирования исторического центра и его градостроительном потенциале. Все это должно сделать исторический центр более инвестиционно привлекательным, при условии сохранения его историко-культурной ценности.
• Управление
Реализация концепции должна вестись по современным стандартам управления проектов с разработкой детальных планов управления качеством, стоимостью, сроками и рисками. При разработке концепции необходимо обеспечить оптимизацию проектных решений под критерии федерального финансирования, реализуемого в рамках государственных программ, в том числе, программы «Формирование комфортной городской среды». Должны учитываться требования к индексу качества городской среды, учитываться требования Поручения Президента РФ Пр-555ГС, п.1к по реализации «отдельных мероприятий по восстановлению и развитию исторически сложившихся территорий городов».
Возможна реализация пилотных проектов, в рамках которых можно вести оптимизацию организацинно-правовой модели развития исторических территорий. И конечно же, необходим качественный и комплексный мониторинг реализации такой концепции.