— А сколько символов в минуту вы печатаете? — 1246! — Ого!!! — Да, но такая ерунда получается. |
Поговорим о скоростном методе "писательства", который я нынче практикую.
Во-первых, почему "скоростной"?
Тому есть две причины — банально-прагматическая и творчески-экспериментальная.
Во-первых, я хочу издать вторую книгу до того, как читатели забудут про первую 🙂 Я хочу закончить первый вариант до очередного отпуска, чтобы потом на свежую и проветренную голову заняться редактурой.
Во-вторых, я хочу написать роман на одном дыхании. Пока идея меня будоражит, пока я живу ей, пока чувствую ее во всех деталях, пока новый мир для меня — как новая страна, и все кругом впечатляет, завораживает, притягивает.
Итак, начиная прямо с 1 января каждый день я пишу от 15 до 25 т.зн. Как нетрудно догадаться, авторский лист мне удается написать за два-три дня.
Надо понимать, что это далеко не конечный текст. Это вариант до редактуры. Он не отточенный, не выверенный ни в деталях, ни стилистически, но в нем есть главное — события, характеры, драйв, настроение, ведение конфликта, ключевые образы. Это такой костяк, остов, автомобиль, который уже ездит, но в нем нет ни кондиционера, ни радио, ни стеклоподъемников, ни даже задних сиденьев.
Как научиться работать в таком стабильном темпе, когда у вас над душой не стоит заказчик или начальник?
Я для себя нашла несколько приемов.
Делюсь!
Думаю, они будут интересны не только писателям, но и тем, кому приходится выполнять много усидчивой работы.
1. Физуха. Вот что пишет Мураками: «Это чистая физиология. Если ты хочешь писать каждый день на протяжении трех лет, ты должен быть в тонусе. Конечно, обязательно нужно сохранять ментальную концентрацию, но, в первую очередь, ты должен быть собран физически. Это очень важная штука. Необходимо сохранять крепость и духа, и тела». (из интервью).
Я убедилась в этом на собственном опыте. День не занимаешься, и ты уже не бодрый фруктовый шейк, а жалкий кисель. Даже сюжет развивается вяло, а герои какие-то сонные, скучные и бледные. Концентрация теряется напрочь. Хочется поваляться и поплевать в потолок.
Быстрее всего достичь нужного эффекта позволяет интенсивная кардио- и силовая нагрузка.
Цигун или другие энергетические практики — тоже хорошая штука.
Домашняя йога работает медленнее, тут нужно время для настройки, а вне группы не всегда удается переключить мозги.
2. Отключить интернет. Чтобы даже соблазна не было "заглянуть на минуточку в почту". Дома я работаю на ноутбуке, правда, у нас стоит точка доступа wi-fi, поэтому wi-fi на буке приходится отключать. Во избежание лишних соблазнов я разворачиваю текст на весь экран.
3. Никому не разрешаю себя отвлекать. Невинный вопрос "что положить в стирку", и я уже погрузилась в домашние дела, предложение "глянь на эту фотку", и концентрация уже улетучилась.
4. У меня есть четкий план — до какой главы и в какой день я должна добраться. Это дисциплинирует. В конце дня я ловлю кайф от того, что я выполнила "норму", а на следующий день погоня за этим же ощущением подстегивает.
5. Я всегда помню, что я автомобиль, который плохо заводится. Принцип разминки для меня очень актуален. Первые 10-15 минут приходится себя заставлять, а потом я мчусь на всех парах и не могу оторваться.
6. Это не должна быть работа "на износ". В КОНЦЕ дня должно оставаться время на "потупить". Иначе внутри будут копиться усталость и недовольство.
7. Мелкие маловажные дела, которые забирают время и силы, отложить до конца "марафона". Забыть про посткроссинг, френдленту, несрочные хлопоты по хозяйству и т.п.
9. Я давно печатаю скоростным слепым десятипальцевым методом, совершенно не задумываясь о том, где какая буква. Печатаю я гораздо быстрее, чем пишу от руки 🙂 Одно из необходимых условий — нормальная клавиатура. Поэтому очень маленькие нетбуки мне не подходят.
Это были общие приемы, а теперь конкретно писательские:
1. Вычитку диалогов вслух и стилистическую правку я оставляю на потом.
2. Не трачу время на подборку метафор, если за пару минут ничего путного не приходит в голову. По опыту, на одну метафору можно убить полдня, перебирая в голове ассоциации и терзая близких дурацкими вопросами. Просто пишу на полях: "подобрать метафору".
3. Проработку деталей оставляю на потом, кроме особо "атмосферных" и ключевых сцен, где детали и общий ритм текста играют важную роль.
4. Если в связи с развитием сюжета надо поправить что-то выше по тексту, не лезу искать сразу это место, а записываю в отдельный файл: "поправить то-то и то-то в такой-то сцене".
5. Если надо уточнить что-то выше по тексту, например, дату или обстоятельства какого-то события, или сверить общеизвестный факт вроде даты рождения королевы Виктории, тоже оставляю пометку на полях.
6. Все идеи, которые приходят в голову касательно других глав, сразу же записываю в отдельный файл. По мере необходимости пересматриваю, фильтрую, сортирую, удаляю или использую.
7. Это уже к специфике моего романа: если сразу ничего не приходит в голову, то описание открыток оставляю на потом. Пишу только, какой эффект должна производить карточка, и какие элементы должны обязательно присутствовать. Потом буду смотреть много работ в инете и продумывать детали.
А вот как такой метод на качестве результата отразится, узнаю, когда закончу роман 🙂