Год назад, насмотревшись большого количества вязаных сеточек на голое тело, которые их авторы и сочувствующие выдавали за смелые и сексуальные одежды для прекрасных юных дев, я не выдержала и написала два огромных поста о гранях женственности и механизмах имиджевой коммуникации (раз, два). Основная мысль там примерно такая: авторы сеточек хотят сказать одно, но люди в основном почему-то читают другое (например, вместо смелости, раскрепощённости и сексуальности — глупость, пошлость и блядство).
С тех пор мало что изменилось в наших палестинах, здесь не переводятся создатели сеток на голое тело и прочих платьев с дырками и декольте по всем фронтам, дело их живёт и побеждает. Вот, например, прекрасное (осторожно, почти голая жопа, впрочем, вполне красивая): http://knitting-nach.livejournal.com/723
Со временем на смену обдумыванию проблемы плохого вкуса авторов дырчатых "шедевров" пришло осознание коллективной ответственности общества за то, что это явление так живуче. Да-да, то самое общество, которое посмеивается над школой уродов и таким вот сетчатым креативом, ответственно за то, что это всё продолжает существовать. Эти чёртовы сетки etc. — без малого архетип.
Мне сейчас кажется, что корень проблемы не в отсутствии вкуса у творцов сеток. Сама идея, что зачем-то необходимо показать как можно больше женского тела не придумана дурными дизайнерами, она проистекает из наших (в том числе в какой-то мере из моих тоже) общих идей и убеждений. Из убеждений, что женщина должна искать себе мужика, без этого она неполноценна. Что это война, в которой все средства хороши**. Что всем мужикам только это надо, и значит на это их и нужно ловить. Что одиночество — это плохо и предосудительно. Из бесконечных "настоящая женщина должна" и "мужики устроены вот таким образом". И т.д. и т.п.
Отсутствие вкуса и чувства меры у творцов сеток делает это выточенное коллективным бессознательным русло явным. А ещё они и им подобные углубляют и расширяют это русло. Как и те, кто смотрит и одобряет. И, если честно, меня это всё бесит. Бесит подыгрывание вот этим стереотипам о женщинах и мужчинах. Бесит ярый феминизм, пытающийся с этим бороться огнём и мечом, и заодно убивающий все возможности для мирного сосуществования мужчин и женщин. Я не верю, что можно победить в этой войне. И не верю, что принижая и унижая один пол, мы не принижаем и унижаем другой.
Вот эти вот сетки поверх голых жоп и сисек, равно как и декольте до пупа при мини-юбке и сетчатых чулках — это именно что унижение, причём и женщин, и мужчин разом. Это такое принудительное сужение мужских реакций до "ябвдул/ябневдул". И при том, что общество в общем-то осуждает и обхихикивает подобные творения и дев, которые их носят, оно же их и поддерживает на разных уровнях — от "народной мудрости" относительно того, как надо правильно жить, до интернет-срачей и образов в масс-медиа. А ещё общество почему-то поддерживает тех мужчин, которые реагируют на это в рамках "ябвдул/ябневдул". По ссылке выше можно почитать комментарии — участницы сообщества шутят по поводу того, что мужьям понравилось платье. Такая вот неявная двойственность реакции и скрытая поддержка рядом с явным осуждением и насмешкой.
В общем, к чему я веду, и к чему все эти мои сумбурные эмоции… Не знаю, если честно. Мне по большому счёту нечего предложить взамен вот этой устойчивой и глубоко проникшей модели мышления. Чем больше я думаю об этом, тем больше осознаю, что я тоже часть этой культуры и этих убеждений, хоть и в несколько меньшей степени, надеюсь, чем та дева в сетчатом платье. И с себя и своих мозгов, наверное, надо начинать что-то менять. Будем считать, что этот пост — один из шагов в этом направлении. Я давно собиралась его написать, и вот, написала. Мысли, в общем, достаточно очевидные и простые, но пусть будут.
__________________________________
* Про архетип — это, разумеется, ирония. Если что — я знаю значение этого слова, спасибо, не надо ссылок на википедию 🙂
** Один небольшой пример относительно допустимых средств. В праздники у меня гостила незамужняя подруга из небольшого башкирского городка. Она рассказывала, как тётки с работы давали ей советы скорее родить — потому что"женщине старше 30 проще найти себе мужа, когда она не одна, а с ребёнком". Что ребёнок выступает фактически средством заполучения мужка, никого из советчиков не смутило.