Симптоматично

 Сегодня на сайте Министерства культуры РБ появилось сообщение, что к нам едет художник Никас Сафронов, которого выставят в Национальном музее! Анонс сопровождается таким вот текстом:

"Его картины называют символом эпохи, а сам Автор признан одним из ведущих живописцев в мире. Никас Сафронов — один из немногих современных художников, сумевший добиться мирового признания. Его кисти подвластны практически все существующие стили и жанры живописи, но он не останавливается на достигнутом и постоянно экспериментирует. Ведь по его словам, современный человек не должен себя ограничивать, к тому же из-за смены техник не появляется ощущение усталости и однообразия. Безусловный интерес у посетителей выставки вызовут полотна в эксклюзивном авторском стиле «Dreаm vision», благодаря которому Никас Сафронов был занесен в книгу рекордов Гиннеса".

От смеха у меня даже настроение повысилось. Автор с большой буквы! Книга рекордов Гинесса! Один из немногих художников с мировым признанием! Возможно, обыватель и поведется на такое описание. И действительно, некоторое признание у этого художника есть — в профессиональной среде он давно стал именем нарицательным, символом коммерческой пошлости, ходячим анекдотом. Министерство культуры РБ, очевидно, к профессиональному сообществу не относится, раз на голубом глазу делает такую выставку в одном из крупнейших музеев республики. Министерство настолько лишено вкуса, что ему все равно, чем пичкать наивного башкирского зрителя: Куинджи, Рерихом, Шагалом или Сафроновым. Для него нет никакой разницы между этими именами. Но зато кто-то хорошо разбирается в коммерческой выгоде — как известно, чем дешевле художник, тем дороже его можно продать. Я и сама писала об этом в одной из своих научных статей:

"Влияние публики, безусловно, существует, но распространяется оно не на творчество художников, а опосредованно (через кураторов и галеристов) – на ассортимент галерей. Так как кураторы осуществляют посредничество между художником и публикой, они вынуждены учитывать спрос (в том числе, коммерческий) на тот или иной вид и жанр искусства. Наиболее четко пожелания публики улавливают музеи – как наиболее зависимые от посещаемости институции. Директор провинциального музея никогда не рискнет привезти в город выставку чего-то авангардного, скорее он согласится на очередные гастроли Рериха, Дали, Шилова, Глазунова и других раскрученных фигур, потакая массовым вкусам публики, которая обеспечит сборы с такой выставки".

Безусловно, побегут на такую выставку и местные Радики Мусины, подрабатывающие на портретах для тех же самых обывателей. Уже сейчас они продают свои автографы по 100 рублей за штуку (за надпись "с любовью, Радик" — дороже), пройдет пара лет и они тоже начнут называть себя Автором с большой буквы. Ну а что? Пипл хавает, Минкульт одобряет. К счастью, наша республика все же известна не такими художниками, хотя и на их поддержку у Минкульта регулярно не находится средств…

13 ноября 2013 Культура
Источник: http://criticessa.livejournal.com/704474.html

Еще новости