Ситуация в Дюртюлях пока непонятная и поэтому ее необходимо держать на контроле, спасибо откликнувшимся журналистам, которым я передала контакты дюртюлинцев, владеющих более точной информацией о найденных захоронениях. А мне предоставили список похороненных людей, имевших отношение к церкви. Нет сомнений, что исторические могилы необходимо перезахоронить.
Для начала вспомним историю зарождения Дюртюлей:
История города берет свое начало в 1795-м году, когда 4 русских купца, решив обосноваться в живописном месте на берегу реки Белой, возвели для своих семей деревянные дома и заложили улицу Большая. Первыми поселенцами, облюбовавшими эти места, явились Трапезников Митрофан Яковлевич, Дьяконов Никита Авдеевич, Чистяковы Василий Петрович и Филипп Васильевич. Крестьяне башкирских деревень, расположенных поблизости, начали говорить между собой «Дүртөйлөгә барабыз», что в переводе с башкирского означает сходим в четырехдомный («дүрт» — четыре, «өй» — дом). Постоянное упоминание четырех домов и превратилось в название этой небольшой деревни. Так за русским селом закрепилось башкирское название. В архивных источниках XIX в. иногда встречается написание и Дюртюлли.
В 1807 году в деревне Дюртюли поселились удельные крестьяне. В 1795 году в четырёх дворах проживало 35 человек, а по другим данным 38 человек. В 1865 году в 99 дворах зафиксировано 424 человека. Население села занималось земледелием, пчеловодством. Имелась пристань, 4 ветряные мельницы, а в 1881 году была построена церковь.
Семья Адриана Зотиевича Трапезникова 9 и 10 августа 1858 года один за другим впервые прошли по Белой два небольших грузовых парохода «Грозный» и «Быстрый». 5 сентября того же года к берегу пристал первый пассажирский пароход «Русалка». Этот небольшой одноэтажный пароходик следовал из Нижнего Новгорода в Уфу и по пути делал остановки на будущих пристанях. Капитан «Русалки» в бортовом журнале записал название остановки «Дюртюли». В 1870 году в Дюртюлях и Ангасяке на реке Белой были построены небольшие деревянные пристани. Купцы Трапезниковы в полную силу разворачивают заготовку и отправку хлеба на баржах в центральные и южные районы страны.
Итак, у церковного алтаря были похоронены:
1. Главный храмоздатель Трапезников Адриан Зотиевич, 72 лет († 8 сент. 1905), от старости.
2. Его жена Трапезникова Агриппина Матвеевна, 69 л. († 9 окт. 1906).
3. Их сын Трапезников Иван Адрианович, 41 г. († 30 окт. 1911), от чахотки.
4. Протоиерей Щитов Николай Георгиевич, священник Христо-Рождественской церкви с. Печёнкина Бирск. уе., 62 г. († 18 июня 1906), от прогрессирующего паралича.
5. Его вдова Щитова Мария Григорьевна, 63 г. († 2 сент. 1912), от ревматизма.
6. Заштатный священник с. Бондаревского Стерл. уе. Павел Александрович Финансов, 69 л. († 11 окт. 1912), от старости.
7. Младеница Наталия, 1,5 года – дочь пристава 5-го стана Бирского уезда надворного советника Митрофана Николаевича Кусникевича(?), († 27.10.1905), от оспы.
И иные священнослужители, купцы, мещане и членов их семей. Всего в церковной ограде было примерно 16 захоронений, сейчас найдено 4 из них. После закрытия и сноса церкви часть гранитных памятников советские изуверы использовали как сваи под фундамент райкома партии. После того как тот сгорел в 1994 году, два черно-гранитных памятника были освобождены из-под фундамента. Остальные пока так и находятся под спудом.