«Сила рождается при сопротивлении и умирает при свободе». Эти слова, сказанные великим Леонардо да Винчи о природе возникновения энергии, можно целиком и полностью отнести к закономерностям возникновения скульптурной формы. Во всяком случае, такая мысль приходит при взгляде на работы башкирских художников, инициаторов и творческих кураторов проекта Руслана Нигматуллина, Фирданта Салиравия и Владимира Лобанова.
Их скульптурные композиции отличает монументальность формы в сочетании с активным включением в пластический объём окружающего пространства. Как выразился Фирдант Салиравия в комментарии к своей динамичной работе «Белая река», «скульптура должна захватить пространство, подчинить его себе, обретая тем самым устойчивость». Так же ощущает скульптурную форму и Владимир Лобанов. Для него в скульптурной пластике очень важен динамический баланс массы камня и околопредметного пространства. В силуэте его композиции «Песочные часы», символизирующей евразийскую цивилизацию как сообщающиеся друг с другом сосуды, просветы пустого пространства является активной формой, удерживающей в равновесии массы «песка времени», и пластически завершают скульптурный образ». (Е.Шипицына)
Фото В.Ковальчука, В.Мелитицкого, Е.Вайднера.