Совет аксакалов башкир направил жалобу против Российской Федерации в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации
13 сентября 2013 года Совет аксакалов башкир направил в Комитет по ликвидации расовой дискриминации жалобу против Российской Федерации в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
В жалобе изложены следующие обстоятельства.
В состав Российской Федерации входит 21 национальная республика.
Республикообразующими народами являются коренные народы нерусской национальности, название которых, как правило, отражено в названиях республик.
Это так называемые титульные народы.
Такое государственное устройство Российской Федерации явилось результатом национально-демократической борьбы коренных народов за право на свободное развитие на исконных землях.
В Конституции Российской Федерации статус республик охарактеризован как «государства» (часть 2 статьи 5).
Башкиры являются коренным титульным народом Республики Башкортостан, третьим по численности коренным народом в России.
В России проживает более 1,5 миллиона башкир.
На территории Российской Федерации исторические земли башкир простираются далеко за пределами Республики Башкортостан, которая провозглашена лишь в ХХ веке в результате национально-освободительной борьбы.
Российское государство на протяжении длительного исторического периода переселяло другие народы на эти земли, жестоко подавляло ответные башкирские восстания и принудительно ассимилировало воинственных башкир с русскими и менее воинственными татарами. До настоящего времени данным историческим фактам не дана надлежащая правовая оценка, по мнению заявителя.
Таким образом, коренной башкирский народ оказался в меньшинстве после прихода переселенцев.
По данным Всероссийской переписи 2010 года численность населения Башкортостана составляла около 4 миллионов человек. Русскими назвали себя 36%, башкирами 30%, татарами 25% (от указавших национальность).
В 2012 году издан Указ Президента Российской Федерации №1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025».
Стратегия декларирует и закрепляет превосходство русского народа, его языка, культуры и верований над другими народами Российской Федерации, по мнению заявителя.
При этом она устанавливает задачи формирования «российской нации».
Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием.
Понимание нации как этнической общности присуще гражданам Российской Федерации.
В международном праве нация является скорее синонимом национального государства.
Несмотря на двойственность толкования, понятию «российская нация» в Стратегии не дано определение, хотя оно ранее не применялись ни в одном из нормативных правовых актов Российской Федерации.
В 2010 году 137 миллионов граждан Российской Федерации указали себя принадлежащими к одной из 193 наций (национальностей).
Среди них нет «российской» нации (национальности).
Навязывание и внедрение несуществующей «российской нации» представляет угрозу принудительной ассимиляции в неё башкир и других реально существующих наций Российской Федерации.
Можно утверждать, что, являясь одновременно и нормативным правовым актом, утвержденным Президентом Российской Федерации, и идеологическим манифестом, Стратегия устанавливает расизм как государственную идеологию.
В Российской Федерации не соблюдается конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения; отсутствует равный доступ к образованию.
На волне демократических перемен начала 90-х годов прошлого века (этот период российской истории известен миру как «перестройка») был принят Закон Российской Федерации «Об образовании», который в целом отвечал запросу многонационального народа на образование с учетом национальности.
Однако уже 2000-е годы ознаменовались реакционным правлением.
В 2012 году был принят новый Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", который перечеркнул демократические завоевания титульных коренных народов.
По смыслу Конституции Российской Федерации государственный русский язык и государственные языки республик равноправны на территориях республик (части 1, 2 статьи 68).
Равноправие двух государственных языков русского и башкирского закреплено в Конституции Республики Башкортостан (статьи 1, 47).
Указанные конституции запрещают расовую дискриминацию.
Несмотря на это, новый закон об образовании отказал в обязательном преподавании и изучении государственных языков республик.
Закон также отказал в обязательном преподавании и изучении истории, географии и культуры титульных коренных народов на территориях республик.
Закон установил единый государственный экзамен только на русском языке.
Закон лишил граждан титульных национальностей права получения среднего, профессионально-технического, университетского и другого высшего образования на родных языках – государственных языках республик.
Закон допустил неопределенность в толковании вопросов, связанных с правом выбора языка обучения.
Так, закон не обязал учитывать мнение родителей при определении уставного языка обучения школы. Вследствие чего, традиционно башкирские школы начали переходить на русский язык обучения под давлением чиновников. Русские школы появились даже в селах, где дети понимают только на башкирском языке.
Политика российского государства направлена то, чтобы титульные коренные народы отказались от родного языка, культуры, истории под воздействием прямых запретов и (или) искусственно созданной экономической и социальной предпочтительности русского языка, культуры, истории.
Такие действия государства в историческом масштабе могут быть оценены как принудительная ассимиляция титульных коренных народов, нарушение конструктивных договоренностей с ними, закрепленных в конституциях России и республик.
Заявитель считает, что неисправлением проектов и принятием указанных правовых актов Российская Федерация нарушила не только собственную Конституцию, но и международные договора, направленные на искоренение расовой дискриминации.
С 1969 года Российская Федерация является участником Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
В 2007 году принята Декларация ООН о правах коренных народов.
Российская Федерация по настоящее время отказывает в ратификации Декларации.
Несмотря на это Комитет по ликвидации расовой дискриминации заявил, что дискриминация в отношении коренных народов также признается расовой дискриминацией.
В 1996 году Российская Федерация вступила в Совет Европы. При вступлении Парламентская ассамблея Совета Европы сформулировала перед Россией ряд обязательств. Российская Федерация обязалась ратифицировать Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, что выполнила, и Европейскую хартию региональных языков и языков меньшинств, которая в настоящее время только подписана, но не ратифицирована.
Заявитель считает, что Российская Федерация нарушила положения данных международных договоров.
Численность тех граждан Российской Федерации нерусской национальности, языки которых наделены статусом государственного конституциями республик, включая башкир, составляет более 18 миллионов человек.
Численность всех граждан нерусской национальности в Российской Федерации, включая башкир, составляет около 32 миллионов человек.
Положительное разрешение жалобы, поданной в Комитет по ликвидации расовой дискриминации, может улучшить положение этих граждан ввиду того, что они подверглись дискриминации по национальному признаку изложенными правовыми актами Российской Федерации, по мнению заявителя.