Спектакль «Зулейха открывает глаза», который я вчера смотрела в Башдраме, был для меня первым опытом просмотра постановки на башкирском языке. И то ли данный факт так подействовал, то ли действительно башкиры хороши, но я теперь хочу ходить только в Башдрам. Русдрам наш местный не выношу на дух, там все время кажется, что актеры то недоигрывают, то переигрывают. Возможно, именно башкирская речь актеров не дала мне, в принципе, судить о качестве игры. А может, авангардный дух постановки — все-таки реализм играть сложнее всего, а Зулейху к этому направлению не отнесешь.
В общем, мне бросилась в глаза именно общая картина — работа режиссера, сценариста, декорации, работа с пространством театра и телом текста.
1. Сцена с тазом — одна из самых сильных любовных сцен, которые мне приходилось видеть.
2. Мальчик, который играет Юсуфа, по всей видимости действительно имеет проблемы со здоровьем, и тот факт, что Башдрам в связи с этим стал отчасти инклюзивным, меня дико порадовал — мальчик прекрасен.
3. Очень понравилась деталь с помазанием лиц. Мы это перетерли с @mrs_frodo. Я заметила, что с чистыми лицами ходили двое — Кузнец и Муртаза, и до поры Юсуф. Спросила Настю, которая среди нас считается сильным символистом, почему так. Она считает, что так отмечены представители старого и нового миров, а Юсуфа мажет другой уже краской художник — в общем, он олицетворяет собой надежду, нового, но хорошего человека в новом, но безумном мире. Интересно в связи с этим и то, как ненадолго с Зулейхи и Игнатова любовь смывает сталинское помазание, но им не удается навсегда от него освободиться.
4. Шумовые эффекты заставили подергаться — беременным и детям лучше не ходить.
5. Вообще, очень много интересных режиссерских находок, была удивлена высоким уровнем постановки. Только вот сцена, где обсуждается сталинизм, совершенно мертвая, не поняла, зачем она. Ну да ладно, ее можно потерпеть.
6. Игнатов офигенен!😍 @ Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури