Зашла утром в автобус № 26. И вдруг кондуктор приветливо и искренне сказала мне: "Добрый день". Это было так неожиданно, что я до сих пор об этом вспоминаю.
Если подумать, то мы все уже давно привыкли к рявканью кондукторов, вахтеров, уборщиц, охранников, медработников и пр. (нужное — подчеркнуть), к агрессивному или недовольному выражению лиц большинства прохожих и пассажиров. На человека с беззаботной улыбкой на лице оглядываются, как на фрика. Причем это всеобщее безликое уныние или, напротив, тревожная настороженность (обратите внимание, к примеру, какой судорожной хваткой женщины держат сумочки в маршрутке, даже сидя), такая устричная замкнутость в собственном мирке очень заразительны. Заходишь в магазин вполне себе в настроении и флер-д-оранжевых мыслях, и мгновенно грянувшись оземь превращаешься в лягушку толпа высасывает из тебя эту мотыльковую легкость и порхание, и вот ты уже сама отпихиваешь кого-то локтем у стойки с батонами и шипишь продавщице: "Мелочи нет!"
А помните, в Уфе был водитель трамвая, который на каждой остановке рассказывал, что здесь неподалеку находится и как это можно найти? Такой нестандартный по советским меркам: с хайрами, в бейсболке и очках-стрекозах. Старикам советовал идти не торопясь, чтобы не оступиться, девушкам отпускал нескабрезные шутки, периодически выдавал в салон байки по громкой связи… Он пытался создать своим пассажирам настроение хотя бы на те полчаса, что они проведут в его вагоне. Кстати, именно за это мы обычно ценим то или иное заведение, будь то кофейня, клуб или супермаркет — за особое настроение, за отношение, за атмосферу… Хотим этого от других, а сами транслируем в мир замкнутость, недоверие, враждебность.
Я не призываю к американщине: вечное олл райт и белоснежный оскал. Я просто соскучилась по открытым и светлым лицам. Я хочу снова научиться реагировать на приветствие или доброе слово чужого человека не подозрением (пьяный? сумасшедший? что-то хочет?), а улыбкой.