Lean — время прочтения 446 секунд
На размышления о бережливом городе меня натолкнул наш нынешний главный архитектор Олег Байдин. Говоря о стратегии развития города он поделился со мной своими соображениями, что не нужно выносить никакие заводы никуда из города и жилые районы строить в полях, что современный город — это универсально используемое компактное пространство, где соседствуют как жилые дома и промышленные предприятия, так и объекты культуры и общественные пространства. Я сначала протестовал, но постепенно понял, что речь об условном светлом будущем с чистыми производствами, пешеходным городом и прочими безотходными и возобновляемыми инновациями, доведенными до 100%. Это как мне в 1995 году сказать, что все мониторы должны быть тонкими и плоскими, и что так будет через 10 лет, не понял и не поверил бы сначала.
Но видео с выступлением Жайме Лернера на TED добавило уверенности, смотрите мой пост от 10/09, там были фразы про то, что городские пространства должны использоваться эффективно, не простаивать никогда. Это мне напомнило о бережливом производстве (Lean), основам которого меня учил Искандар Бахтияров, за что ему и Уфанету огромное спасибо.
Если коротко, lean-философия акцентирована на создании ценности с минимальными потерями. Другими словами говорят о качестве, встроенном в процесс. Эта концепция рождена в Японии на заводах Тойоты после войны и привела к выдающимся результатам как этого автопроизводителя, так и японской промышленности в целом, а также стала основой для международной системы менеджмента качества.
Есть десятки инструментов бережливого производства, о которых вы можете почитать в сети, я же замечаю, что многие из них очень хорошо могут быть применимы к городу как системе. Тут надо оговориться, что производственные системы направлены на создание продукта, а значит нам важно определить, что же является продуктом города. Я считаю, что это человек. Качество нашего продукта, это счастье человека. Потерь при его создании возникает множество — от времени, проведенном в пробках или в ожидании в очередях, до здоровья за счет загрязнений воздуха, воды, звукового мусора, и так далее, от недостаточной подвижности до недостаточных коммуникаций и возможностей самореализации.
Пройдемся по части lean-инструментов от самых примитивных до глубочайших и сложнейших.
5S — система организации рабочего пространства, при которой выполнение частых операций делается при минимальных затратах энергии и времени. В городе это например качественное зонирование территорий, разметка и навигация. Сейчас мы знаем много примеров того, что нельзя с уверенностью сказать даже, где проезжая часть, а где тротуар; где газон, а где автопарковка; где остановка транспорта, а где дорога. Внедрение 5S призвано исправить эту ситуацию.
Andon — подход, при котором все производство останавливается при выявлении брака с целью устранения причины его возникновения. Смысл — лучше не делать, чем делать неправильно. Пример для города — строительство железных ограждений на улицах. Нет никаких обоснований необходимости их установки, полезности, а есть куча примеров вреда от них, а значит, совершенно нерационально затрачиваются бюджетные деньги и силы монтажных организаций. Если это стало очевидно, нужно остановиться и пересмотреть подход. Где-то ограждения нужны, но далеко не везде.
Poka-Yoke — защита от дурака. Если не хочешь, чтобы машины парковали на газоны, либо поставь красивые столбики, и они не смогут этого делать. Либо уложи там экоплитку, чтобы и травка росла, и вода отводилась в грунт и автомобиль был припаркован, если уж так надо.
Kanban — вытягивающая система. Смысл в том, чтобы делать только то, что нужно в данный момент времени, а не по тупому плану. Например, у нас помойки делают все примерно одинаковые, и вывозят их по графику. Часть контейнерных площадок постоянно или иногда переполняются. но вывезены они будут только тогда, когда придет время по графику. При этом по тому же графику мусоровоз проедет все полупустые контейнеры и выгрузит и их тоже. И так каждый день. Система канбан могла бы повысить эффективность подобных процессов, чтобы более быстрозаполняемые контейнеры вывозились чаще. Пример возможно не точный, но этот подход может быть применен и в выборе улиц для замены асфальта и в капитальном ремонте домов и в настройке светофоров города и везде вообще.
PDCA — циклы Планируй Делай Проверяй Воздействуй. Также это называется научным методом, суть которого в постоянном думающем экспериментировании. К примеру, мы хотим снизить аварийность на дорогах в 2 раза. Мы пробуем ставить заборы, анализируем результаты, если показатели не улучшились, то перестаем ставить заборы. Выдвигаем другую гепотизу, скажем, снижаем скоростной режим на 10 кмч, смотрим динамику. Видим положительные изменения, продолжаем снижать скорость в городе. И так далее бесконечно. Такое непрерывное экспериментирование должно быть заложено в должностных инструкциях всех городских управленцев и исполнителей.
Kaizen — постоянное улучшение. Расширяя вопрос экспериментов в достижении целевых значений по отдельным показателям, кайдзен представляет собой особое мышление, при котором совершенствование становится не просто непрерывным, но и охватывающем все уровни системы, от мелочей, как отдельные пандусы на пешеходных переходах, до методов управления высших должностных лиц. Выявление потерь, анализ, формирование и внедрение идей по улучшениям жизни и все это постоянно и на всех уровнях.
Видение и целевое состояние. Самое глубокое, это мечта — главная цель. Что мы хотим сделать вообще, какой город построить в будущем. Это должна быть идея вроде #УфаЭкоСтолица или #ГородВПарке или как Казань Туристическая столица России, или как-то еще. Главное сформулировать и создать визуальный образ — некую путеводную звезду, к которой нужно стремиться всеми своими действиями. Это Видение. Но так как часто это крайне труднодостижимые цели, на этом пути мы устанавливаем промежуточные целевые состояния. Например, если стремимся к званию экостолицы, то целевым состоянием на 2019 год могло бы стать наведение чистоты и порядка в лесном каркасе нашего города. На 2020 это может быть благоустройство всех лесопарковых зон города и достижение 10% раздельного сбора отходов. В 2021 — это создание сети маршрутов здоровья с исключительно пешеходно-велосипедным движением и снижение выбросов от авто на 15%. И так далее.
Инструментов Lean очень много, но если мы возьмем курс на освоение этого достижения мировой мысли, то для начала я бы предложил выбрать один инструмент и внедрить его, а потом второй и так до полного преображения нашего города. Так Уфа станет самым привлекательным городом для жизни.