К такой "Уфе-24" я была готова. Редакторы Русрепа нам в первый же день приезда по опыту прошлых проектов сказали, что после будет шквал недовольства. Люди не готовы принимать свой город через истории никому неизвестных людей, через короткие сообщения. Они хотят видеть серьезные новости про первых лиц города, про обещания чиновников и про местные праздники. Что уж скрывать, я и сама именно такие новости привыкла считать новостями. Мы же стали показывать обычных жителей, их незатейливые разговоры и при том через формат тотальной журналистики.
В моем понимании, журналистика — это факты. Проверенные через три источника. В понимании тотальной журналистики — это мгновение жизни, увиденное здесь и сейчас. На проверку происходящего нет времени, ибо дальше это будет уже прошлое время. А мы говорим СЕЙЧАС. Прочитайте больше 1000 сообщений в ленте "Уфа24" и выстроится действительно картина города. Утром — проводы параолимпийцев в аэропорту, работящие чиновники и преподаватели, зарядки с чемпионами.
В обед — кухни, столовые и кафе. Днем и вечером галереи, театры. Ночью город замер. Это, кстати, особенность Уфы, ни в Екб, ни в других городах новости не заканчивались после часа ночи. У нас в это время лишь короткие заметки из клуба Рай, проституток в отеле и что-то там еще.
Я уже участвовала в медиаполигоне, только не "Город-24", а "Нано-24". Я тогда провела день с крутой компанией "Наномет", с директором, инженерами и учеными. Писала серьезные статьи, с интервью и фактами. А когда в 7 вечера приехала домой и на сайте увидела, что ни одной моей умной заметки не вышло, а только какая-то ерунда про парней в подвале.. Ну, скажу только, что директору "Наномета" я до сих пор не звонила и мне крайне стыдно будет при встрече.
25 часов работы редактором на проекте РР изменили мои представления о журналистике. Два года я пишу тексты и снимаю сюжеты. Ищу острые темы, стараюсь что-то там заглавное показать, четко знаю, что Президент в выпуске первый, потому что он Президент, а репортаж из галереи или клуба нужно оставить на "бантик" — в конец, для хорошего настроения зрителей. И тут приезжают Русреповцы и сообщают, что мы ни за что не будем публиковать "сегодня прошло совещание" и "эта мечеть построена в 19-м веке". Только то, что происходит здесь и происходит сейчас. Только маленькие зарисовки жизни. Коротко, оперативно, как есть. Тотальная журналистика, в двух словах.
Кроме того, оказывается, у каждого медиаполигона есть Вопрос. Его надо задавать ну вообще всем. Григорий Тарасевич, редактор отдела науки РР сообщает: вопрос в Уфе — межнациональные отношения. Уфимские переглядываются, понимая, сколь опасно вообще задевать эту тему. Но Русреповцы тверды как камень, мы должны узнать то, о чем все молчат.Да и вообще, на самом деле интересно — как уживаются три национальности в республике.
Задавали, кстати, вопрос о межнациональной обстановке и Рустему Хамитову. К нему на интервью съездили редакторы РР. Впечатления о Президенте потом, ночью, обсуждали, как и полагается, на кухне. Григорий Тарасевич доверительно сказал, что Башкирия изменилась, стала более европейской. С восторгом говорит, что Хамитов — вылитый Ганди. Спрашиваю, только внешне? Нет, отвечает, в целом.
Сейчас мы, редакторы, будем исправлять ошибки в заметках, ибо на каждого из нас выпало около ста сообщений за день, а это много, поверьте. И описки были действительно неизбежны. Дальше социологи на основе проекта "Уфа-24" проведут уникальные исследования. Как объяснил редактор РР, ни один соц.опрос и все СМИ вместе взятые вам не дадут столько информации о городе, как "Город-24".
Почему был БГПУ? Будучи одним из организаторов, я предложила провести проект на базе этого университета. Ректор согласился, это ведь действительно масштабное событие. Редакторы ведущих изданий Башкирии и журналисты РР читали лекции в Педе. Участники медиаполигонов говорят, что такого уровня и такого количества лекторов еще не было. И что такого уровня организованности и гостеприимства университета, как в Башкирии, они тоже еще не видели.
К чему я не была готова. Что кто-то просто возьмет и не пойдет на свою точку. Меня поразила девочка, которая ходила к Дмитрию Эйгенсону и ничего не написала, а потом еще и к Кристине Абрамичевой не пошла. В итоге туда пришлось отправить просто свободного человека, который не готовился к работе в галерее. На мой вопрос, что произошло, почему девочка, извините, слилась, она ответила: "Дмитрий на меня произвел слишком сильное впечатление, я с такими людьми раньше и не встречалась". И еще добавила, что лучше ничего не написать, чем написать плохо. Мне тут вообще добавить нечего. Надеюсь только, она поймет, что тот же Дима никогда бы не стал таким потрясающим, если бы опускал руки при мысли, что может сделать дело плохо.