Именно так могла звучать фраза из фильма "Бриллиантовая рука".
Ведь был такой теплоход!
Я его впервые увидел в сочинском морском порту, будучи еще мальчиком. Мы почти каждый год ездили на море — простая советская семья рабочего Уфимского НПЗ им.XXII съезда КПСС и младшей научной сотрудницы ВНИИХСЗР в то время могла себе это позволить. Помню, я был тогда в шоке: такой большой и красивый пароход носит название места, где я живу! Меня распирала гордость, а пацаны в детском саду потом мне не поверили…
Он ходил в зарубежные круизы, которые уже не каждая советская семья могла себе позволить. А если и могла, то не каждую туда пускали. Да и знали мы о таком только по кино. Хотя, когда я учился в классе ~5-м, у нас в школе одна молодая учительница ездила (помню, они с военруком нередко тискались по тёмным углам школы), но она была комсомольской предводительницей и даже делегатом 17-го съезда ВЛКСМ.
Из буклета советской тур/фирмы "Интурист", 1965г.
Историческая справка:
Пассажирский теплоход «Башкирия», спущен на воду в 1964 году.
Находился в ведении Черноморского пароходства. Кораблей такого класса по заказу Советского Союза было построено на судоверфи в Висмаре (ГДР) 19 штук. В ЧМП их поступило семь: кроме «Башкирии», это были «Аджария», «Литва», «Латвия», «Армения», «Эстония» и «Феликс Дзержинский». Последние два были отправлены в другие пароходства страны.
Принимал участие в САЭ-19 — Советской Антарктической Экспедиции 1974 г. вместе с такими судами, как НИС "Профессор Визе", Василий Федосеев", д/э "Оленек" и теплоход "Нина Сагайдак".
После распада СССР отошёл к Украиине. В 1992г был переименован в "Odessa song". Фрахтовался российскими круизными компаниями.
UPDATE. Последующие названия: Royal Dream, Silver Star, Star, Nandini, Olviara, Ocean Princess. По состоянию на 28 июля 2008 года затоплен в устье реки Ксхао Прайа в Бангкоке.
Газета "Водный транспорт" от 12 февраля 1981 года.
"Бросок" через океан.
Теплоход "Башкирия" возвращается в Одессу. С каждым днем приближается родная гавань. Позади остались неспокойные южные широты, где часто меняли курс, уклоняясь от высоких океанских волн. Посетили Мапуту — столицу Мозамбика. Сюда доставили радионавигационное оборудование. Оно предназначено для обеспечения сверхдальнего перелета воздушного лайнера ИЛ-18Д по маршруту Москва — Антарктида. Летчикам предстоит "бросок" из Восточной Африки, через Индийский и Южный океаны на ледовый аэродром.
Э.НАЗАРОВ, первый помощник капитана.
Борт теплохода "Башкирия".
(По радио)
ПРОГРАММА туристской поездки на теплоходе "Башкирия" по маршруту:
Ленинград, Хельсинки, Стокгольм, Осло, Лондон, Антверпен, Гамбург, Копенгаген, Росток, Гдыня, Рига.
Продолжительность путешествия — 21 день с 29 мая по 19 июня 1965 года.
29 мая суббота
23.00 Отправление из Ленинграда в Хельсинки.
ФИНЛЯНДИЯ
30 мая воскресенье
11.30 Прибытие в Хельсинки Экскурсия по городу: осмотр исторических памятников и знакомство с торговым центром города, посещение здания Парламента, Олим¬пийского стадиона, города-сада Тапиола, политехнического института в Отаяиемж. Но маршруту будут показаны дома, в которых проживал В.И.Ленин в Хельсинки*
22.00 Отход теплохода из Хельсинки в Стокгольм.
ШВЕЦИЯ
31 мая понедельник
14.00 Прибытие в Стокгольм. Экскурсия по городу с заездом в пригородные районы. Осмотр музея Миллеса.
1 июня вторник
09.00 Продолжение осмотра города с посещением 1-2 музеев.
16.00 Отправление теплохода из Стокгольма в Осло.
2 июня среда В пути
НОРВЕГИЯ
3 июня четверг
3.00 Прибытие в Осло. Осмотр города с заездом на Экберг, посещение рынка и собора, осмотр здания Парламента, национального театра, парка со скульптурами Вигеланда, трамплина Холненколлен. Встреча с членами общества дружбы "Норвегия — СССР». 4 июня пятница
09.00 Отъезд на остров Бвгдой, где осматриваются музей народного творчества на открытом воздухе, плот "Кон-Тики", корабли Викингов, полярное судно "Фрам".
17.00 Отправление теплохода из Осло в Лондон»
5 июня суббота В пути
АНГЛИЯ
6 июня воскресенье
09.00 Прибытие в порт Тильбери. Отправление автобусов в Лондон. По дороге посещение Хайгедтского кладбища и могилы К.Маркса. Обед в одном из ресторанов Лондона. Осмотр города, посещение крепости Тауэр, галереи Тейт.
19.15 Возвращение на теплоход в автобусах.
7 июня понедельник
09.00 Отъезд из Тильбери в Лондон. Продолжение ознакомления с достопримечательностями Лондона. Во время экскурсии туристы осмотрят Вестминстерское аббатство и увидят смену караула у Королевского дворца. Обед в одном из ресторанов Лондона. Продолжение экскурсии по городу: посещение Парламента и Национальной галереи.
19.15 Возвращение на теплоход в автобусах.
8 июня вторник
07.30 Отъезд из Тильбери в Виндзор. Внешний осмотр Виндзорского замка и церкви Св.Георгия.
12.30 Возвращение в Лондон. Обед. Встреча с общественностью города. Возвращение на теплоход.
24.00 Отправление теплохода.
БЕЛЬГИЯ
9 июня среда
10.00 Прибытие в Антверпен. Осмотр города: Ратуша, гильдейские дома, королевский дворец, городской парк, старинный собор с картинами Рубенса. Посещение Королевской галереи изящных искусств и крепости "Стин".
10 июня четверг
08.00 Отъезд из Антверпена в Бум и Бриндонк — посещение бывшего концентрационного лагеря.
09.00 Отъезд в Брюссель. В Брюсселе: осмотр территории международной выставки 1958 года и Атомиума. Посещение музея изящных искусств и Королевского музея.
12.00 Обед в одном из ресторанов Брюсселя. Продолжение осмотра достопримечательностей города и отъезд в Малин. 17.00 Осмотр города Малин, во время которого туристы прослушают концерт — музыкальные произведения, исполненные на колоколах.
19.00 Возвращение в Антверпен. 11 июня пятница
08.15 Отъезд в Льер. В Льере: осмотр города, башни Циммер и астрономических часов.
12.00 Возвращение в Антверпен. 14.00 Отправление теплохода в Гамбург. ФРГ 12 июня суббота
08.30 Прибытие теплохода в Гамбург. Осмотр достопримечательностей города и гавани, посещение Ратуши. Во второй половине — поездка в Любек.
24.00 Отправление теплохода в Копенгаген.
13 июня воскресенье В пути
ДАНИЯ
14 июня понедельник
08.00 Прибытие в Копенгаген. Осмотр города. Поездка в Северную Зеландию с остановкой и осмотром старинных замков Крон-борг (Эльсинор) и Фридериксборг (в Хиллераде).
15 июня вторник
08.30 Осмотр картинной галереи Амелиенборг и музея вторник Свободы. Во второй половине дня — свободное время.
24.00 Отправление теплохода в Росток. ГДР 16 июня среда
08.00 Прибытие в Росток. Экскурсия по городу о осмотров плавательного бассейна. Вечер дружбы с общественностью города.
17 июня четверг
09.00 Экскурсия в Кюлюнгборн, Бад Доберан и Хайлигендамн.
14.00 Отправление теплохода в Гдыню. ПОЛЬША 18 июня пятница
08.00 Прибытие теплохода в Гдыню, Осмотр городов Гдыни, Сопота и Оливы. Обед в Оливе.
18.00 Отход теплохода в Ригу.
19 июня суббота
17.00 Прибытие теплохода в Ригу
Для сведения туристов
1. По всем вопросам, связанным с туристской поездкой, туристу следует обращаться к представителю Интуриста, сопровождающему группу.
2. По прибытии теплохода в порт представитель Интуриста, сопровождающий группу, будет сообщать туристам подробную программу пребывания в стране, уточненную с соответствующей иностранной туристской фирмой.
3. Все туристы должны принимать участие в экскурсиях согласно программе туристской поездки.
4. Туристы должны строго придерживаться установленного дирекцией круиза порядка высадки на берег и возвращения на теплоход.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Номер проекта 101
Страна постройки ГДР
Место постройки Матиас Тезен, Висмар
Год постройки 1964
Длина наибольшая, м 122
Ширина наибольшая, м 16
Высота борта, м 7,6
Осадка в грузу, м 5,18
Водоизмещение:
— порожнем, т. 4280
— в полном грузу, т. 5640
Дедвейт, т. 1358
Регистровая вместимость:
— валовая, т. 4871
— чистая, т. 2061
Пассажировместимость:
— каютная, чел. 315
Тип ГЭУ дизельная
Мощность ГЭУ 2 x 2500
Тип движителя ВФШ
Тип успокоителей качки нет
Скорость в грузу, уз. 17,4
Дальность плавания, миль 6500
Автономность плавания, суток 15,6
Численность экипажа, чел 134
Вместимость насыпью, м3 505
Чистая грузоподъемность, т. 300
Предположительно, Одесса или Сочи. Дата неизвестна.
Устье реки Ксхао Прайа, Бангкок, 2008г.