Цигель-цигель! Ай-лю-лю! Башкирия! УууУУУ!

Именно так могла звучать фраза из фильма "Бриллиантовая рука".
Ведь был такой теплоход!

Я его впервые увидел в сочинском морском порту, будучи еще мальчиком. Мы почти каждый год ездили на море — простая советская семья рабочего Уфимского НПЗ им.XXII съезда КПСС и младшей научной сотрудницы ВНИИХСЗР в то время могла себе это позволить. Помню, я был тогда в шоке: такой большой и красивый пароход носит название места, где я живу! Меня распирала гордость, а пацаны в детском саду потом мне не поверили…
 
    Он ходил в зарубежные круизы, которые уже не каждая советская семья могла себе позволить. А если и могла, то не каждую туда пускали. Да и знали мы о таком только по кино. Хотя, когда я учился в классе ~5-м, у нас в школе одна молодая учительница ездила (помню, они с военруком нередко тискались по тёмным углам школы), но она была комсомольской предводительницей и даже делегатом 17-го съезда ВЛКСМ.

Из буклета советской тур/фирмы "Интурист", 1965г.
Башкирия-1


Историческая справка:
Пассажирский теплоход «Башкирия», спущен на воду в 1964 году.
Находился в ведении Черноморского пароходства. Кораблей такого класса по заказу Советского Союза было построено на судоверфи в Висмаре (ГДР) 19 штук. В ЧМП их поступило семь: кроме «Башкирии», это были «Аджария», «Литва», «Латвия», «Армения», «Эстония» и «Феликс Дзержинский». Последние два были отправлены в другие пароходства страны.

Принимал участие в САЭ-19 — Советской Антарктической Экспедиции 1974 г. вместе с такими судами, как НИС "Профессор Визе", Василий Федосеев", д/э "Оленек" и теплоход "Нина Сагайдак".

После распада СССР отошёл к Украиине. В 1992г был переименован в "Odessa song". Фрахтовался российскими круизными компаниями. 
UPDATE. Последующие названия: Royal Dream, Silver Star, Star, Nandini, Olviara, Ocean Princess. По состоянию на 28 июля 2008 года затоплен в устье реки Ксхао Прайа в Бангкоке.


Газета "Водный транспорт" от 12 февраля 1981 года.
"Бросок" через океан.
Теплоход "Башкирия" возвращается в Одессу. С каждым днем приближается родная гавань. Позади остались неспокойные южные широты, где часто меняли курс, уклоняясь от высоких океанских волн. Посетили Мапуту — столицу Мозамбика. Сюда доставили радионавигационное оборудование. Оно предназначено для обеспечения сверхдальнего перелета воздушного лайнера ИЛ-18Д по маршруту Москва — Антарктида. Летчикам предстоит "бросок" из Восточной Африки, через Индийский и Южный океаны на ледовый аэродром.

Э.НАЗАРОВ, первый помощник капитана.
Борт теплохода "Башкирия".
(По радио)


ПРОГРАММА туристской поездки на теплоходе "Башкирия" по маршруту:
Ленинград, Хельсинки, Стокгольм, Осло, Лондон, Антверпен, Гамбург, Копенгаген, Росток, Гдыня, Рига.
Продолжительность путешествия — 21 день с 29 мая по 19 июня 1965 года.
29 мая суббота
23.00 Отправление из Ленинграда в Хельсинки.

ФИНЛЯНДИЯ
30 мая воскресенье
11.30 Прибытие в Хельсинки Экскурсия по городу: осмотр исторических памятников и знакомство с торговым центром города, посещение здания Парламента, Олим¬пийского стадиона, города-сада Тапиола, политехнического института в Отаяиемж. Но маршруту будут показаны дома, в которых проживал В.И.Ленин в Хельсинки*
22.00 Отход теплохода из Хельсинки в Стокгольм.

ШВЕЦИЯ
31 мая понедельник
14.00 Прибытие в Стокгольм. Экскурсия по городу с заездом в пригородные районы. Осмотр музея Миллеса.
1 июня вторник
09.00 Продолжение осмотра города с посещением 1-2 музеев.
16.00 Отправление теплохода из Стокгольма в Осло.
2 июня среда В пути

НОРВЕГИЯ
3 июня четверг
3.00 Прибытие в Осло. Осмотр города с заездом на Экберг, посещение рынка и собора, осмотр здания Парламента, национального театра, парка со скульптурами Вигеланда, трамплина Холненколлен. Встреча с членами общества дружбы "Норвегия — СССР». 4 июня пятница
09.00 Отъезд на остров Бвгдой, где осматриваются музей народного творчества на открытом воздухе, плот "Кон-Тики", корабли Викингов, полярное судно "Фрам".
17.00 Отправление теплохода из Осло в Лондон»
5 июня суббота В пути

АНГЛИЯ
6 июня воскресенье
09.00 Прибытие в порт Тильбери. Отправление автобусов в Лондон. По дороге посещение Хайгедтского кладбища и могилы К.Маркса. Обед в одном из ресторанов Лондона. Осмотр города, посещение крепости Тауэр, галереи Тейт.
19.15 Возвращение на теплоход в автобусах.
7 июня понедельник
09.00 Отъезд из Тильбери в Лондон. Продолжение ознакомления с достопримечательностями Лондона. Во время экскурсии туристы осмотрят Вестминстерское аббатство и увидят смену караула у Королевского дворца. Обед в одном из ресторанов Лондона. Продолжение экскурсии по городу: посещение Парламента и Национальной галереи.
19.15 Возвращение на теплоход в автобусах.
8 июня вторник
07.30 Отъезд из Тильбери в Виндзор. Внешний осмотр Виндзорского замка и церкви Св.Георгия.
12.30 Возвращение в Лондон. Обед. Встреча с общественностью города. Возвращение на теплоход.
24.00 Отправление теплохода.

БЕЛЬГИЯ
9 июня среда
10.00 Прибытие в Антверпен. Осмотр города: Ратуша, гильдейские дома, королевский дворец, городской парк, старинный собор с картинами Рубенса. Посещение Королевской галереи изящных искусств и крепости "Стин".
10 июня четверг
08.00 Отъезд из Антверпена в Бум и Бриндонк — посещение бывшего концентрационного лагеря.
09.00 Отъезд в Брюссель. В Брюсселе: осмотр территории международной выставки 1958 года и Атомиума. Посещение музея изящных искусств и Королевского музея.
12.00 Обед в одном из ресторанов Брюсселя. Продолжение осмотра достопримечательностей города и отъезд в Малин. 17.00 Осмотр города Малин, во время которого туристы прослушают концерт — музыкальные произведения, исполненные на колоколах.
19.00 Возвращение в Антверпен. 11 июня пятница
08.15 Отъезд в Льер. В Льере: осмотр города, башни Циммер и астрономических часов.
12.00 Возвращение в Антверпен. 14.00 Отправление теплохода в Гамбург. ФРГ 12 июня суббота
08.30 Прибытие теплохода в Гамбург. Осмотр достопримечательностей города и гавани, посещение Ратуши. Во второй половине — поездка в Любек.
24.00 Отправление теплохода в Копенгаген.
13 июня воскресенье В пути

ДАНИЯ
14 июня понедельник
08.00 Прибытие в Копенгаген. Осмотр города. Поездка в Северную Зеландию с остановкой и осмотром старинных замков Крон-борг (Эльсинор) и Фридериксборг (в Хиллераде).
15 июня вторник
08.30 Осмотр картинной галереи Амелиенборг и музея вторник Свободы. Во второй половине дня — свободное время.
24.00 Отправление теплохода в Росток. ГДР 16 июня среда
08.00 Прибытие в Росток. Экскурсия по городу о осмотров плавательного бассейна. Вечер дружбы с общественностью города.
17 июня четверг
09.00 Экскурсия в Кюлюнгборн, Бад Доберан и Хайлигендамн.
14.00 Отправление теплохода в Гдыню. ПОЛЬША 18 июня пятница
08.00 Прибытие теплохода в Гдыню, Осмотр городов Гдыни, Сопота и Оливы. Обед в Оливе.
18.00 Отход теплохода в Ригу.
19 июня суббота
17.00 Прибытие теплохода в Ригу

Для сведения туристов
1. По всем вопросам, связанным с туристской поездкой, туристу следует обращаться к представителю Интуриста, сопровождающему группу.
2. По прибытии теплохода в порт представитель Интуриста, сопровождающий группу, будет сообщать туристам подробную программу пребывания в стране, уточненную с соответствующей иностранной туристской фирмой.
3. Все туристы должны принимать участие в экскурсиях согласно программе туристской поездки.
4. Туристы должны строго придерживаться установленного дирекцией круиза порядка высадки на берег и возвращения на теплоход.

ЖЕЛАЕМ ПРИЯТНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ!


ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Номер проекта 101
Страна постройки ГДР
Место постройки Матиас Тезен, Висмар
Год постройки 1964
Длина наибольшая, м 122
Ширина наибольшая, м 16
Высота борта, м 7,6
Осадка в грузу, м 5,18
Водоизмещение:
— порожнем, т. 4280
— в полном грузу, т. 5640
Дедвейт, т. 1358
Регистровая вместимость:
— валовая, т. 4871
— чистая, т. 2061
Пассажировместимость:
— каютная, чел. 315
Тип ГЭУ дизельная
Мощность ГЭУ 2 x 2500
Тип движителя ВФШ
Тип успокоителей качки нет
Скорость в грузу, уз. 17,4
Дальность плавания, миль 6500
Автономность плавания, суток 15,6
Численность экипажа, чел 134
Вместимость насыпью, м3 505
Чистая грузоподъемность, т. 300


Порт Сочи, 1978г.
Башкирия-2

Башкирия-3

Предположительно, Одесса или Сочи. Дата неизвестна.
Башкирия-4

Варна, 1989г.
Башкирия-5

Устье реки Ксхао Прайа, Бангкок, 2008г.
Башкирия-6

21 апреля 2013 Машина времени
Источник: http://vladshar.livejournal.com/222706.html

Еще новости