Цивилизационный кризис. Часть 3: Исчерпание инструментов воздействия

 Всякого рода «ценности», «мировоззрения» когда-то в истории были. Демократия, марксизм, национал-социализм, традиционное религиозное общество ― они же все были направлены на управление людьми, для того чтобы дать им некие искусственные заряды в задницу, чтобы они что-то делали для улучшения самой жизни человечества. А именно больше потреблять, больше размножаться и больше властвовать.

 Человечество достигло этих целей. Еды и секса, в общем-то, почти сколько хочешь. А также, как не странно, и власти, по крайней мере, виртуальной, ведь в интернете кто угодно может почувствовать себя самым крутым. Это предел человеческого развития. Биологического, прежде всего. Все эти рассказы начала двадцатого века про «пыльные дороги далёких планет» и покорение космоса, это фактически всё было для того, чтобы простимулировать человеческие мозги напрягаться, чтобы они совершали какие-то научные открытия и что-то разрабатывали, а также неистово работали на заводах и перевыполняли план.

 Тогда это было не просто так от праздности, как сейчас «ну, давайте построим инновационный центр, это круто». Тогда все понимали, что надо создавать индустрию и инновации, просто для того чтобы не помереть. А сейчас никого это особо не волнует. Может надо инновации, а может и хрен с ними, и так неплохо живём. Каждый симулирует бурную деятельность, и все друг другу подыгрывают. Потому что напрягаться не надо, ведь и так уже имеем то, что заложено в основной задаче мозга. 

 Некоторые предлагают создавать искусственные проблемы, для того, чтобы у людей появилась мотивация. Может быть мотивацию и создаст, но при этом возникнут издержки в виде многих других проблем. Поэтому сейчас выступать за что-то бессмысленно. Сейчас не существует никаких «единственно верных решений». Получается так, что мы, например, лечим печень, но портим сердце. Лечим сердце, но портим почки. Постоянно что-то обваливается. Решаем одну проблему, и при этом наваливается десять других. Всё боролись с «патриархатом», в итоге вырастили феминисток, которые перегнули планку в обратном направлении, и теперь весь западный мир представляет собой скорее матриархат, где у мужчины прав меньше, чем у женщины. Когда при одном взгляде на женскую попу можно сесть за «сексуальные домогательства». И как показала практика, тут невозможно «не кидаться из крайности в крайность». Потому что, какую пропагандистскую кампанию ведут успешнее, туда и устремляется маятник. Баланса тут найти не получается, да и есть ли он вообще?

 Если среднему человеку дать прочитать книгу, где красной линией будет идти «Сталин ― хороший», то он кинется в эту крайность и будет так считать. Если через месяц дать другую книгу, где Сталин уже «плохой», то мнение резко поменяется на противоположное. И это во всём так. Нет там системного мышления и какого-то синтеза. Какая последняя книга (фильм, пиар-кампания, тренд, влияние) им на голову легла, так они и будут считать, в это будут верить и считать, что так и надо.

 Когда 100-200 лет назад мир был простым, то достаточно было убрать хотя бы одно ограничение, например сословное, то это тут же увеличивало экономический рост. Если родился аристократом, то можешь занимать чиновничьи позиции, расти по служебной лестнице. А если родился простым крестьянином, то всю жизнь им и будешь. Соответственно, достаточно было убрать такие ограничения, и талантливые и способные люди из крестьян стали занимать различные должности, что неминуемо приводило к экономическому росту.

 А сейчас такое невозможно. Исчерпаны все (или почти все) потенциалы цивилизации. Меняешь что-то одно ― при этом валится несколько других параметров.

 Сейчас не осталось никаких ценностей, кроме денег. Как только деньги перестанут быть ценностью, то всё посыплется мгновенно. Потому что деньги являются последним и единственным фактором, ради которого люди готовы что-то делать. Но уже сейчас на наших глазах появляется новое поколении, которого и деньги не интересуют.

 

предыдущие части:

Цивилизационный кризис. Часть 1: Предел биологических задач

Цивилизационный кризис. Часть 2: Недолгое счастье заканчивается

13 декабря 2012 Общество

Еще новости