В настоящее время часто можно услышать критику нынешнего образования, которое, как говорят, сильно уступает советскому. Приводится много примеров о шаблонности обучения, о «болонизации» образования и тестовой системе. Нынешняя система образования вполне была адекватна в 19-м и 20-м веках. Когда народ был сплошь крестьянским и не отходил от сохи, тогда хоть какое-то образование было чуть ли не пиком человеческого развития.
Что такое образование? Само это слово происходит от слова «образ». Образ как некая картина мира, которую человек осваивает, берёт на вооружение, и, исходя из которого, принимает некие решения и предпринимает какие-то действия. Образ и картины мира могут быть самые разные. В дообразовательную эпоху, в средние века, никаких образов вообще не было. Точнее он был один единственный ― религиозный ― который давался человека по факту его рождения и обсуждению не подлежал.
Когда появилось образование, то это был огромный цивилизационный прорыв. Появилось понятие «субъекта», как взгляд на мир, исходя из себя самого, а не из некого религиозного догмата. Субъект может самому себе встраивать любые картины мира по собственному усмотрению. В эпоху модерна (который в России наступил только в 20-м веке) образование выполняло функцию механизма осуществления научно-технического прогресса.
Сейчас проблема не в том, что образование «плохое», а том, что сейчас уже никакое образование не годится. Исчезает смысл образования как картины мира. По той простой причине, что мир меняется настолько быстро, что схватить его в каком-то образе уже невозможно. Ещё до того, как человек что-то выучил, освоил какие-то точки зрения, какую-то позицию ― это уже устаревает. Или же это вообще не работает, как в случае с наукой. То есть наука сама по себе «работает», но только на том уровне, который не удовлетворяет вызовам времени.
Например, сейчас не работают никакие экономические прогнозы по поводу долларового тренда или тренда нефтяных цен. То есть случайно угадать, конечно, можно, но это уже не прогноз. Сегодня нефть 100 долларов, через пару месяцев уже 120, а ещё через несколько уже 85. И попробуй тут что-то спрогнозируй. И все финансовые конторы (пифы, форексы и прочие), как они в таких условиях могут работать? Именно реально оказывать услуги, а не симулировать. Через некоторое время задним числом можно объяснить всё что угодно, но заранее никто не знает.
И то же самое в политике. Это в нулевые «застойные» годы можно было предсказывать, какой Путин «отец нации» и как он всё за нас решит. И эти прогнозы сбывались. А сейчас политическая повестка дня меняется ежемесячно. Быстро сдуваются старые герои и надуваются новые.
Так что сейчас, извините, полезнее довериться прогнозам астрологов и гадалок, нежели учёных, экономистов, политологов и социологов. Толку больше будет!
Раньше мир менялся в эпохах. Что такое эпоха? На древнегреческом это «задержка во времени». Некая данность фиксируется, и в её рамках проходят все явления в какой-то промежуток времени, пока эпоха не закончится. Например, эпоха конных экипажей закончилась после изобретения двигателя внутреннего сгорания и создания автомобилей. А до этого существовала целая отрасль экономики и бизнеса по созданию «дизайнерских» карет, всевозможные фенечек, побрякушек и прочих украшений. Как только появился ДВС, то все экономические прогнозы по поводу неизбежного расширения рынка «каретных услуг» можно было выкидывать в мусор. Поэтому сейчас долгосрочный прогноз невозможен.
Вообще, прогноз это продолжение настоящего в будущее. Но так работает только в рамках эпохи. А какой будет следующая эпоха, это понять в рамках текущей невозможно. Потому что новую эпоху определяет само будущее. Она (эпоха) как бы возникает сама собой, и невозможно предсказать какой именно она будет. Зато, когда она наступает, уже можно делать прогнозы в её рамках.
Но скоро не будет даже этого. В ближайшем будущем уже не будет эпох, они закончились. Наступит время, когда эпохи будут проноситься так быстро, что будут попросту не заметны. Эпохи сжимаются. Например, романовская Россия просуществовала 300 лет с копейками, Советский Союз чуть больше 70-ти лет, ну а нынешний муляж государства просуществует лет 25 (от 91-го года), если сильно повезёт.
Нынешний мир меняется в социально-политическом смысле настолько быстро, что уже невозможно внедрить никакую идеологию (1, 2). В естественных науках это ещё худо-бедно возможно, но даже лёгкое погружение в квантовую механику вызывает серьёзные сомнения, в том числе и по поводу будущего естественных наук. А вот с общественными науками проблематично уже сейчас. Особенно с появлением интернета, когда информации настолько много и её количество постоянно увеличивается.
Например, сейчас особо не имеет смысла писать публицистические книги. Потому что ещё до того, как она дописана, она уже устаревает. Не говоря о задержке в несколько месяцев на её печатание и время, пока она дойдёт до покупателя.
Так что нивелируется сам смысл образования. Становится понятно наплевательское отношение к нему, как и учеников, так и учителей. Когда первые делают вид, что учатся, а вторые, что учат. И все друг другу подыгрывают. Одним нужна бумажка для очковтирательства при приёме на работу, а другим обычное делание денег. Да и сложно даже самому себе признаться, что я занимаюсь какой-то чепухой, которая никому не нужна. Так что уж лучше буду набивать значимость своёму занятию, симулируя бурную деятельность.
Все крики о развале образования чьей-то злой волей ― это всего лишь предсмертные конвульсии столетнего старика. Точнее, старик уже умер, но вокруг него продолжают бегать дети (многие из них умерли ещё раньше него), внуки и правнуки, делая вид, что старик ещё жив, и что мы сейчас немного пошаманим, покамлаем с бубном и он снова станет молодым и здоровым, трава станет зеленее, а девушки красивее.